Лечебный звон: где практикуют виброакустическую терапию в Подмосковье и зачем она нужна

Культура и спорт
Павел Попов/Подмосковье Сегодня

Фото: [Павел Попов/Подмосковье Сегодня ]

Говорят, колокольный звон способен убивать даже палочку Коха, не говоря уже о воздействии на психику и нервную систему. Но не­обязательно быть прихожанином храма, чтобы ощутить такой эффект. Есть под Орехово-Зуевом место, где регулярно проводят сеансы виброакустической терапии и с использованием инструмента под названием билотон. Что это такое и как работает?

СУДЬБОНОСНАЯ ВСТРЕЧА

Хоть название у села Ильинский Погост невеселое, место известно в творческой среде. Именно там располагается арт-резиденция «Гуслица» – одна из самых крупных в Европе. Здесь живут творцы из самых разных частей России: художники, скульпторы, музыканты, которые вдали от городской суеты готовят свои проекты.

Одна из здешних практик – виброакустическая терапия с использованием инструмента под названием билотон – плод работы российского музыканта, изобретателя Александра Жихарева. По виду это подвешенные на веревочках вертикально металлические пластины разного размера. По звучанию – традиционные колокола, поскольку изготавливаются также из бронзы или латуни.

Проводит такие сеансы музыкант и композитор Габриэль Гайденак.

– С Александром Жихаревым я познакомился 13 лет назад в музее-заповеднике «Коломенское». Мы с приятелем возвращались домой и решили по пути заехать туда, где находится храм Вознесения Господня. В тот день и выступал Александр Иванович, – говорит Габриэль Гайденак. – Когда я подошел поближе, неожиданно начался мощный ливень. Мы с товарищем помогли перенести обе звонницы в колокольню – таким образом и познакомились с мастером. С тех пор я стал приезжать туда каждые выходные, чтобы играть на билотоне.

РАССЛАБИТЬ И АКТИВИРОВАТЬ

Александр Жихарев много лет был звонарем в «Коломенском». Сегодня он уже не сотрудничает с музеем-заповедником, но дает концерты и изготавливает билы на заказ. Сам Габриэль некоторое время жил в Сочи, а когда узнал о подмосковной арт-резиденции, решил перебраться туда и практиковать виброакустическую терапию.

По словам Гайденака, звучание инструмента имеет уникальное свойство – так называемый бинауральный эффект. Левое полушарие, отвечающее за мыслительный процесс, обработку данных, расслаб­ляется и восстанавливается. А правое, в котором скрыты творческие резервы, интуитивный канал, напротив, активизируется. Практикующие виброакустическую терапию специалисты утверждают, что билотон эффективен даже в работе с детьми-аутистами, в лечении невротических расстройств, гипертонии, язвенной болезни, бронхиальной астмы и др.

БОЛЬШЕ, ЧЕМ ЗВУК

– Пришла ко мне однажды женщина, которая за некоторое время до этого попала в ДТП. Она прошла 30 сеансов, а потом – повторное обследование. Ее лечащий врач, увидев изменения, просто отказывался верить – настолько заметным было восстановление, – вспоминает Габриэль.

Билы применяют также в медцентрах Химок, Санкт-Петербурга и даже за границей – во Франции, Швейцарии, Индии, Болгарии, Испании, Германии.

– При задержке психического развития эти и другие подходы в работе со звуком могут способствовать улучшению речи и слуха, позволяют запустить речь у неговорящих детей, – добавляет функциональный диаг­ност Химкинского детского неврологического центра Игорь Николаев.

– Музыкотерапия – далеко не новое направление, здесь хорошо показала себя классика. В любом случае методика должна быть подкреплена научными исследованиями. И еще: одного лишь метода недостаточно, должна быть полноценная программа реабилитации, – отмечает главный внештатный специалист-терапевт Министерства здравоохранения Московской области Наталья Санина.