Леонид Барац: «В Подмосковье дружится лучше»
Фото: [Артем Геодакян / ТАСС]
Он един в трех лицах – актер, режиссер, сценарист. Плюс один из основателей комического театра «Квартет И». Известен ролями в спектаклях и фильмах «День радио» и «День выборов», «О чем говорят мужчины», «О чем еще говорят мужчины». После премьеры «Дня выборов-2», где он играет роль пиарщика Леши, в беседе с корреспондентом нашей газеты Леонид Барац отметил: в Подмосковье дружится лучше.
«Мужское кино», или выбор под каблуком
– Леонид, читал, что Подмосковье для вас как актера стало своего рода первой профессиональной ступенькой в жизнь.
– Действительно, первые наши гастроли проходили в Дубне. Мы тогда еще учились в ГИТИСе. Проекта под названием «Квартет И» даже в мыслях не было. На одном из экзаменов в театральном институте я сделал отрывок из мюзикла «Голубой щенок». Он был довольно удачным. И мы с однокурсниками уехали на Новый год гастролировать с ним в Дубну, играли по три спектакля в день. После, как водится, Дед-морозили, пили, естественно. Заработали прекрасные по тому времени деньги. Это был, наверное, наш первый заработок как профессиональных актеров. А вообще сегодня Подмосковье для меня – это абсолютно летняя история. Когда ты вырываешься из столичной суеты, встречаешься с друзьями или коллегами, едешь на шашлыки, отдыхаешь на свежем воздухе. Как говорится, в Подмосковье и дружится и пьется лучше. (Улыбается.)
– Леонид, завершился основной уик-энд фильма «День выборов-2». Можно ли уже говорить о том, как зритель отозвался на вашу картину рублем?
– Честно говоря, не так, как мы предполагали. Думали, что зритель все-таки откликнется громче. Понятно, что, когда ты делаешь продолжение полюбившейся многим картины, всегда есть опасность. Как правило, эмоциональная привязанность к первой части фильма меша ет объективному восприятию второй. Мы, как создатели, понимали, что в продолжение нужно заложить что-то от первого фильма. И придумать новые интересные ситуации. Иначе зритель просто воскликнет: «Мы же это видели!» Скажем так, фильм получился другой. Зритель по-разному отнесся к этой работе. К примеру, в Москве и Питере люди очень хорошо смотрят. Получился такой столичный фильм. В Астрахани, кстати, где проходили съемки, тоже хорошая посещаемость. Если говорить о цифрах, то в третий уик-энд мы собрали 300 миллионов рублей. Для российского кино это очень много. Хотя мы считали, что у фильма потенциал больше. Но, очевидно, в период кризиса это его ресурс.
– Кстати, когда я сказал своему редактору, что иду делать интервью с пиарщиком Лешей нетрадиционной ориентации из «Дня выборов-2», она воскликнула: «Ой, это вон тот миленький мальчик?! Конечно, давай!»
– Ну…. Этому миленькому мальчику уже, слава богу, 44 года!
– Я не про то. Вы где-то подсмотрели этот образ?
– В Москве есть реальный прототип, который тоже работал на радио. Более того, в какой-то момент, даже не видя наших фильмов, он подошел ко мне на одной из вечеринок и сказал: «Я знаю, что послужил прототипом к твоему герою». Ну, пришлось признаться. «Ой, я так рад, мне-таки приятно!» – воскликнул он.
Как не стать вором
– К фильмам, выходящим в широкий прокат, Минкультуры предъявляет определенные требования. В соответствии с законом. Но уже назавтра после премьеры в интернете появилась пиратская версия. Каюсь, не добрался до кинотеатра, посмотрел ее…
– Воруете у нас деньги, значит?! (Улыбается.)
– Готов вернуть за билет.
– Хорошо, я запомнил.
– Я к чему веду? Кто, по-вашему, должен защищать создателей картины от, по сути, воровства их продукта?
– Есть Роскомнадзор, который этим занимается. Сейчас продюсерское сообщество продвинуло закон, который предполагает достаточно быстрое судебное рассмотрение этих вопросов. Понятно же, что картина в прокате находится всего месяц и нужно быстро решать подобные конфликты, оперативно подавать в суд на интернет-ресурс, который выложил пиратскую версию. Когда человек видит, что дело зашло далеко, то, как правило, тут же изымает фильм из интернета. Хотя меня эта история искренне огорчает. Это, по сути, в чистом виде воровство.
С заходом на островки реалий
– Леонид, ваши коллеги по-разному определяют суть фильма. Одни считают, что это политическая сатира, другие, наоборот. А вы…
– Сатира – это всегда что-то внешне или внутреннеполитическое. Степень же погружения в политику в нашем случае очень невысока. Если говорить о людях, которые занимаются политикой, знают механизмы изнутри, для них фильм не является каким-то точным высказыванием. А для основного количества народа, конечно же, есть небольшие островки реалий, на которые мы заходим. И с этой точки зрения применимо понятие «сатира». Но чего-то хлесткого или обличающего там нет. Мы не ставили себе такой цели.
– Работая над сценарием, вы отталкивались от политических реалий и механизмов? Или же подходили по-актерски?
– Что касается в принципе политической ситуации в стране, мы довольно глубоко в нее погружены и часто разговариваем об этом с коллегами из «Квартета И». У нас разные позиции и взгляды, но они есть. А вот что касается профессиональной деятельности наших персонажей из «Дня выборов», то, естественно, мы встречались с действующими политтехнологами. В картине даже есть реальные ходы, которые применялись не раз на выборах.
Мечта о чиновнике
– Леонид, как думаете, в России можно встретить такого же чиновника, как ваш герой – Игорь Цаплин? Почувствовал, что не оправдывает надежд, и в отставку – площадки детские делать у себя во дворе.
– Это скорее мечта о таком чиновнике. А вообще наш герой и к власти-то пришел странным образом, да еще каким-то чудом удержался. Там ведь даже в фильме фраза есть: «Да, он порядочный человек. Очень плохое качество для политика».