Лицо музея: Правила жизни лучшего экскурсовода Подмосковья
Фото: [Из личного архива Владимира Сизова]
Комитет по туризму Московской области опубликовал рейтинг лучших гидов региона. В этом году победителем стал экскурсовод и научный сотрудник Государственного историко-литературного музея-заповедника А.С. Пушкина Владимир Сизов. Рассказываем о принципах жизни и работы идеального специалиста.
СЛУЖИТЬ ОТЕЧЕСТВУ
Владимир Сизов родился в Одинцовском округе. В историко-литературный музей-заповедник А.С. Пушкина он пришел работать в 2013 году. Официально Сизов занимает должность заведующего отделом информации и рекламы. Но неотъемлемая часть его работы – проведение экскурсий. К ним он пристрастился еще в студенческие годы, подрабатывая таким образом в Звенигороде.
– Экскурсовод должен подавать пример и каждой своей программой служить Отечеству, – говорит Владимир. – Я рассказываю так, чтобы дети гордились своими корнями, историей своей страны.
Однажды Владимир рассказывал про археологические раскопки школьникам, показывал ценные артефакты и даже дал возможность детям самим поучаствовать в процессе. Через несколько лет Сизов узнал, что один из экскурсантов так сильно увлекся археологией, что после выпускного класса поступил в вуз на исторический факультет.
– Это то, что я называю «хороший пример заразителен», – говорит Владимир.
НЕ ВРАТЬ, А РАССКАЗЫВАТЬ ЛЕГЕНДЫ
Лучший экскурсовод Подмосковья придерживается правила – врать нехорошо, а вот рассказывать легенды, украшая тем самым экскурсии, очень даже можно.
– Если ты не уверен в достоверности информации, можно сказать: «по преданию» или «по легенде», – раскрывает свои хитрости Владимир. – Но я все же люблю, чтобы все было по науке, и стараюсь такими приемами не злоупотреблять.
ВЕСТИ ДИАЛОГ С ПОСЕТИТЕЛЯМИ
Один из главных принципов Сизова – всегда быть максимально добродушным.
– Важно расположить к себе людей: где-то анекдотом, где-то легендой, где-то научным фактом, – объясняет Владимир. – Иногда посетители сами рассказывают что-то интересное.
Слово за слово, а там и до ценных подарков недалеко. И дело тут даже не в чаевых, от которых Владимир принципиально отказывается.
Во-первых, потому что не так часто и предлагают, а во-вторых, потому что уверен: экскурсовод работает не за большие гонорары, а за принципы, убеждения и служение науке.
В практике Сизова были случаи, когда посетители рассказывали о том, что у них дома хранятся редкие экспонаты, а потом даже дарили эти предметы музею. Так экспозицию, посвященную городу Голицыно, пополнила лавочка.
– Она была поставлена на вокзале Голицына в 1912 году и была там до 1970-х годов, пока ее кто-то не утащил к себе на дачный участок. А четыре года назад ее принесли нам, – поясняет экскурсовод.
НИКАКОЙ ВЫЧУРНОСТИ
Сизов уверен: экскурсовод – лицо музея. Поэтому он должен всегда выглядеть опрятно, не вычурно, чтобы ничего в его внешнем виде не отвлекало посетителей. Чистая одежда и обувь, даже если ее скрывают бахилы, – обязательное правило. Никаких кричащих цветов, провокационных надписей на рубашках и рваных, пусть даже и по последней моде, джинсов.
НЕ СЛЕДИТЬ ЗА ТРЕНДАМИ
Несмотря на то что Сизову всего 33 года, за современными молодежными трендами он не следит. В свои экскурсии фишки из Тик-Тока, который он называет «жвачкой для глаз», не вставляет, Моргенштерна не напевает, чтобы показаться «своим парнем».
– Тренды сегодня одни, а завтра мода на них может поменяться. За ними не угнаться, – считает Владимир.
По его словам, из-за соцсетей внимание детей сейчас удержать очень сложно даже на 20 секунд. Приходится использовать различные уловки – вести интерактивы и игры.