Лучшие экспонаты из подмосковных музеев покажут на главной выставке года в Манеже

Культура и спорт
Кирилл Искольдский/Подмосковье сегодня

Фото: [Кирилл Искольдский/Подмосковье сегодня]

Организаторам проекта «Сокровища музеев России» удалось сделать невозможное – собрать со всех уголков России 300 шедевров, отражающих несколько столетий истории отечественного искусства. Небывалая по размаху выставка откроется в столичном Манеже 4 ноября. Наибольшее число участников представит Московская область. Корреспондент «Подмосковье сегодня» увидел, как идет монтаж уникальной экспозиции.

ТРЕТЬЯКОВКА В ШОКЕ

Из-за дверей с табличкой «Зал закрыт. Не входить» доносится шум дрелей и молотков – в Центральном выставочном зале «Манеж» полным ходом идет монтаж выставки «Сокровища музеев России». За последние дни сюда прибыло 300 экспонатов из 50 региональных музеев.

– Это проект с невероятной географией – от Калининграда до Владивостока, – подчеркивает куратор выставки, генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. – Мы хотели, чтобы люди осознали, какие удивительные художественные богатства хранятся в региональных музеях. При этом старались выстроить общую картину развития русского искусства на протяжении трех столетий. То, что нам удалось собрать здесь, я думаю, станет невероятным открытием не только для широкой публики, но и для специалистов. Даже сотрудники Третьяковки были удивлены многим найденным вещам, они просто не подозревали о присутствии таких работ в регионах.

Больше всего музеев на выставке представила Московская область: МВК «Новый Иерусалим», Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник, музей-заповедник «Зарайский кремль» и Серпуховский историко-художественный музей.

ТЕХНОЛОГИИ В ДЕЛЕ

– Когда все отворачиваются, мы их даже целуем, – шутят рабочие, только что закончившие развешивать иконы XVII века. – Нет, ну что вы, никакого трепета нет. За годы работы здесь мы уже привыкли к шедеврам и знаем, как с ними обращаться.

В соседнем зале идет настройка тач-панелей, которых на выставке будет несколько десятков. Параллельно оператор за пультом «примеряет» видеопроекцию на специально сооруженный купол под потолком.

– Мы пытаемся связать искусство и высокие технологии, – объясняет сотрудник пресс-службы проекта Александр Тарасов. – Ведь для того чтобы полюбить искусство, его нужно понять. Поэтому зритель должен не только увидеть картину, но и «прочитать», прочувствовать ее. В этом посетителям помогут мультимедийные технологии.

ПЕРЕОДЕТАЯ ЦАРИЦА

Рабочие только начинают развешивать картины и таблички к ним, поэтому на поиски экспонатов из подмосковных музеев в многочисленных залах «Манежа» уходит немало времени. В результате первый шедевр находит меня сам. Парадному портрету Елизаветы Петровны из постоянной экспозиции Сергиево-Посадского музея-заповедника не привыкать приковывать к себе взгляды.

– У этой работы кисти одного из наиболее знаменитых русских художников XVIII века Алексея Антропова традиционно останавливаются все экскурсоводы и туристы, – отмечает главный хранитель фондов музея Галина Баранова. – Конечно, мы будем скучать по нему, но люди должны видеть шедевры. Для нас очень большая честь быть приглашенными в этот проект и иметь возможность показать свои экспонаты на такой престижной площадке.

Прежде чем отправить Елизавету Петровну в Москву, ее пришлось «переодеть». В Сергиевом Посаде картина экспонировалась в родной раме, резной, очень пышной, украшенной короной. И специалисты просто побоялись, что это великолепие не переживет дорогу.

– Рама большая и хрупкая, поэтому по договоренности с организаторами выставки мы ее демонтировали. Но картина сама по себе необыкновенно хороша, поэтому, думаю, зритель на нас не обидится, – добавила Баранова.

В общей сложности музей представит шесть «сокровищ», включая портреты императрицы Анны Иоанновны, царя Иоанна Алексеевича и императора Николая I.

ТАЙНА ЗАРАЙСКОГО ПОРТРЕТА

Музей-заповедник «Зарайский кремль» отправил на выставку пять картин. Одна из них несет загадку, над которой долгое время бьются искусствоведы. Речь о портрете семьи князя Волконского XVIII века кисти неизвестного художника.

– У нас эта вещь проходит под таким названием. В то же время в Государственном историческом музее есть картина Н.И. Подключникова, на которой изображены московские дворяне Батвиньевы в своем доме. Дело в том, что на двух этих полотнах совершено одинаковый интерьер: занавески, стол, даже картина на стене! – рассказывает хранитель фондов Зарайского кремля Андрей Комаров. – Кто из нас прав и чьи это портреты – Волконских или Батвиньевых – остается тайной.

По его словам, музей отдал в Манеж жемчужины своей коллекции. Но за сохранность шедевров здесь не переживают: в Москву картины отправились в деревянных ящиках, изготовленных по индивидуальным размерам, на транспорте, внутри которого поддерживается особый режим температуры и влажности, и, конечно, под охраной.

– Да, нам пришлось «разорить» часть основной экспозиции и отдать статусные вещи, – признался Комаров. – Но в Москве их увидят тысячи людей. Думаю, музей будет очень достойно выглядеть на общем фоне и привлечет новых посетителей.

Нармин Ширалиева, министр культуры Московской области:

«Кураторской группой проекта, в которую вошли искусствоведы Государственной Третьяковской галереи, Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» и эксперты Патриаршего совета по культуре, представлена история российского искусства во всем его многообразии, начиная с икон XVII века и заканчивая как известными широкой общественности, так и практически не выезжавшими за пределы музеев полотнами великих художников».