Любовь Казарновская: «Горжусь тем, что детский театр в Дубне носит мое имя»

Культура и спорт
Эмиль Матвеев / ТАСС

Фото: [Эмиль Матвеев / ТАСС]

27 февраля в Истре певица исполнит русские романсы. В преддверии концерта звезда мировой оперы рассказала корреспонденту «Подмосковье неделя» о Федоре Шаляпине, Марии Каллас, помощи молодым исполнителям и подмосковном детском оперном театре.

- Любовь Юрьевна, у Вас очень плотный график: концерты, гастроли, записи передач, фонд, преподавание. Как удается все успевать?

- Да. Иногда я сокрушаюсь о том, что в сутках только 24 часа! Мне бы 30, например. Знаете, я хорошо знаю то дело, которому служу. Все мои проекты рождаются один из другого: концерты, фестивали, радио- и телепрограммы. Главное - внутренний огонь и желание творить. Это же чудо! И чудесные люди вокруг. Единомышленники. А главный - муж! И это дает силы и идеи. Радость и счастье - мой вечный двигатель!

- В начале февраля Вы открыли «Фестиваль романсов» в Новом Иерусалиме. Участвовали Антон и Виктория Макарские, больше известные как артисты мюзиклов, драматическая актриса Татьяна Лянник, Любовь Казарновская - оперная певица. Как этих артистов объединил романс?

- Фестиваль - моя давняя мечта. Жанр романса, пожалуй, самый демократичный и любимый. Его поют все: и актеры, и дети, и классические певцы. Это ДНК-память нации! У романса столько ипостасей: классический, городской, сатирический, бытовой и лирическая песня-романс. Поэтому в презентации участвовали и мои молодые стажеры, и артисты театра, кино, мюзикла. Романс - это созвездие талантов разных областей!

- Романс - исконно русское искусство?

- Романс, как жанр, зародился в Испании и Франции, когда трубадуры и труверы (уличные певцы) ходили по городам и весям и распевали свои баллады-романсы. Прижился жанр романса в основном в России. Во Франции, Германии, где очень любят камерно-салонное пение, этот жанр стал песней и шансоном - разновидностями романса. А в России этот балладно-драматургически-мелодраматический жанр расцвел и очень полюбился людям. Так что можно сказать, что Россия - это Мекка романса.

- Вы учились петь на романсах Шаляпина? Почему слушали именно его, а не Козловского или Вертинского?

- Мой великий педагог Надежда Матвеевна Малышева-Виноградова была высочайшего класса педагог-концертмейстер. Аккомпанировала Шаляпину, была педагогом-концертмейстером оперной студии Станиславского. И справедливо считала, что Шаляпин, безусловно, был наивысшей «точкой мастерства» в выразительности слова в музыке, что и есть основа исполнения романса. Важно не с выражением сентиментально-слезливое раскрашивание текста и музыки, а драматически и музыкально выстроенная основа, правда чувств, ощущение настоящей музыкальной драмы. Это образец, демонстрируемый Шаляпиным. И ему подвластен и классический, и городской, и бытово-сатирический романс и, конечно, народные песни-баллады. С большим уважением Малышева относилась к Вертинскому, дружила с Козловским. Но эти замечательные исполнители нашли свои ниши в романсе, а Шаляпину было подвластно все! Его ниша - великий дар перевоплощения вплоть до изменения красок тембра. Поэтому он и неповторимый Шаляпин!

- В Вашей жизни важную роль сыграла Мария Каллас. Но Вы всегда говорите, что «лучше быть первой Казарновской, чем 25-й Калллас»?

- Я думаю, что Каллас - такое же сакральное имя в исполнительстве, как Шаляпин. Она изменила образ Примадонны оперной сцены. Правда чувств, глубина образа, соответствие формы содержанию физиологическому и духовному. Она свои недостатки обращала в достоинства и узнаваемую индивидуальность. Поэтому те, кто стремятся ее копировать, терпят фиаско: копируют недостатки ее тембра. Нельзя скопировать индивидуальность ее «переливов Духа». Для меня она пример, так же как Шаляпин. Но я всегда искала свое, только мне присущее и в тембре, и в Духе, и в пластической выразительности. Индивидуальность интересна, а не «ксерокс»! А сегодня, в век интернета, многие грешат штампами и клише. В этом и состоит кризис исполнительского искусства.

- Сейчас стало модно снимать кино о советских, российских знаменитостях. Хотели бы, чтобы про Вас сняли фильм?

- Вы знаете, мне абсолютно все равно будет ли художественный фильм обо мне или нет. Фильм «Анна», в котором я снялась у режиссера Евгения Гинзбурга по сценарию Данелии и Ибрагимбекова, во многом созвучен моей судьбе. Я не считаю фильмы, снятые о звездах, большими удачами. Надо слишком хорошо знать природу артиста, понимать его человеческую суть и знать профессию изнутри, чтобы была удача, а не мыльная опера. Вообще, жанр музыкальной мелодрамы ушел практически из нашей жизни. Жесткость, агрессия породили примитивизм чувств и эмоций.

- Пару лет назад Вы собирались «покорить» Арктику. Удалось осуществить планы?

- Я не собиралась покорять Арктику! Это делают профессионалы. Я побывала в этой дивной и прекрасной терра-инкогнита и осуществила тот проект, который меня очень волновал: защита культуры народов Арктики от теснения нефтяных и газовых магнатов. Очень печально, от Арктики остаются «кусочки» загаженной земли, нарушается экологический баланс на планете, а коренные народы вымирают! А Арктика - хранитель всей памяти Земли, ее легкие и энергетический баланс. Это драгоценная шкатулка с ключами счастья на планете. Разрушая Арктику, мы убиваем самих себя. Я подготовила совместные номера с этническими коллективами и сделала обращение к властям: «Не губите красоту, не рубите дерево плодоносящее!»

- Вернемся в Подмосковье. Вы курируете Детский оперный театр в Дубне?

- В Дубне есть театр моего имени. Его директор попросила разрешения для детского коллектива театра, основанного на базе хоровой Академии. Они очень успешно осуществляют оперные постановки, которые им по силам: «Дитя и волшебство» Дебюсси, «Хензель и Гретель» Хумпердинка, «Евгений Онегин» Чайковского. Это уникальный театр, где дети поют классику, гастролируют по стране и за рубежом. Только плохо с финансированием. Сейчас - это общая беда! Выживать все тяжелее. Жаль...

- А вкус к классической музыке необходимо прививать в детстве?

- Талантливейший педагог, воспитавший громадное количество музыкантов, Петр Столярский говорил: «У талантливых детей, прежде всего, талантливые мамы и папы». Это так. Воспитывать и прививать любовь к хорошей музыке нужно с детства и делать это терпеливо и серьезно! Музыка и чтение - основа воспитания гармоничного человека.

- Вы член жюри шоу «Точь-в-точь». Чем Вам интересен этот проект?

- В шоу «Точь-в-точь» мы все хотим слышать качественную музыку и видеть наших участников перевоплощенных в интересных, легендарных исполнителей. Это важно и для публики, и для обсуждения жюри. Это просветительский аспект шоу, его миссия. Люди слушают исполнителя, узнают о нем новые детали, сравнивают свое мнение с нашим, расширяют знания о направлениях в исполнительстве. Это главный секрет успеха шоу перевоплощений «Точь-в-точь»!

- Вы создали фонд, который помогает молодым оперным певцам. Как именно помогаете?

- Помимо Фонда у меня есть Международная академия «Голос и скрипка», которая занимается продвижением молодых талантов в профессию. Мы проводим мастер-классы, концерты, спектакли в музыкальных столицах мира: Риме, Барселоне, Вильнюсе, Мадриде, Пиране, Любляне, Бледе и, конечно, Москве. Молодые музыканты раскрывают свои возможности в постоянной, кропотливой работе, находят свой индивидуальный исполнительский стиль, имеют практику концертной работы, учатся куражу на прослушиваниях и умению интерпретировать разные стили. Мы делаем это серьезно, целенаправленно и регулярно. Наши музыканты с успехом выступают на профессиональных сценах и понимают цену таких академий. Это ключ в профессию! А сейчас стали приходить не только оперные певцы. Появились те, кто понимает, что классика - основа основ и без нее выстроить голос, раскрыть потенциал, найти «нишу» невозможно!

- Сегодня востребованы опера и классическая музыка?

- Они всегда востребованы. Но воспитать настоящего артиста, а не просто хорошего ремесленника-профессионала – очень сложная задача! Сегодня всем надо быстро создавать «звезд», а так не бывает! Это тяжелый, многолетний труд. Поиск изо дня в день своей индивидуальной линии в профессии. А мы видим много «полуфабрикатов»: вроде и неплох, а в общем ни о чем. Тут и возникают разговоры: «Это скучно, непонятно». Ярких индивидуальностей очень мало. А ведь они и создают ту «высокую температуру» на спектаклях-концертах, которая необходима публике! Поэтому многие и ринулись в более «доступные» жанры: поп-рок-металл или, якобы, слезливо-шепчущее исполнение романсов. Нет, нет и еще раз нет! Надо много думать, учиться и выстрадать свою линию на сложной дороге к серьезному исполнительству. А потом уж дать себе волю чуть поэкспериментировать и похулиганить. Публике ты будешь тогда интересен!

- 27 февраля, опять же в Новом Иерусалиме, Вы дадите сольный концерт. Чем порадуете публику?

- Представлю «брильянты романса» во всех его аспектах. Это такая красотища и бесконечность! Хочу, чтобы была радость в зале!

Поделиться