Максим Дунаевский: «Хорошая музыка вне рамок моды»
Фото: [Сергей Фадеичев / ТАСС]
Месяц назад прославленный композитор, народный артист России Максим Дунаевский стал художественным руководителем и членом художественно-экспертного совета Московской областной филармонии. О том, с какими сложностями сталкиваются артисты филармонии, как видит ее работу в дальнейшем, маэстро рассказал в эксклюзивном интервью корреспонденту газеты «Подмосковье сегодня».
Создать все заново
– Максим Исаакович, в разные годы вы были художественным руководителем Государственного эстрадного оркестра РСФСР, музыкальным руководителем Театра-студии музыкальной драмы. Работа худрука филармонии отличается от прежнего опыта?
– Филармония для меня, конечно, нечто новое, поскольку я работал до сих пор в ином направлении. Но дело даже не в этом, а в том, что наши филармонии долгое время вообще никому не были нужны, в том числе и областная. Поэтому теперь приходится не столько руководить тем, что есть, сколько создавать заново. А это процесс длительный и далеко не простой.
– Создавать заново – значит ли это, что будет меняться штат? Как вы оцениваете профессионализм музыкантов филармонии?
– Я сейчас только в самом начале пути, и пока рано что-то утверждать. Что касается профессионализма музыкантов. Во-первых, я далеко не со всеми успел познакомиться, во-вторых, я считаю, что профессионализм оценивает сама жизнь. Если люди работают в филармонии, значит, они этого достойны. В процессе мы будем знакомиться, разбирать репертуар, может, где-то что-то менять в корне.
Подлинное искусство – в массы
– По поводу репертуара вы, как член художественно-экспертного совета, на что будете обращать внимание?
– В отличие от различных музыкальных и продюсерских центров и компаний, которые должны зарабатывать деньги, филармония, как государственное учреждение, может позволить себе воспитывать вкусы людей. В общем-то, филармонии и создавались для того, чтобы нести подлинное искусство в массы. В этой связи важно, чтобы и репертуар, и качество исполнения были на высшем уровне. Именно на эти составляющие и буду обращать внимание. Конечно, важен талант, потому что вкусы современной публики опущены донельзя и привить любовь к хорошей музыке можно только с помощью таланта. Поскольку, когда человек талантливо что-то делает, люди всегда охотно это смотрят и слушают.
– Подмосковье уникально, оно сильно отличается от Москвы: здесь другие залы, другая публика. Как вы видите концертно-гастрольную жизнь филармонии? Пойдут ли?
– Пойдут. Если концерты будут хорошие. Идут ведь не всегда на то, что модно, а на то, что хорошо сделано. Я повторяюсь (улыбается). Когда я написал песню «Все пройдет», Михаил Боярский отказывался ее петь, поскольку в то время все слушали диско и танцевали под диско. Но потом согласился и записал. И она стала хитом и песней года, хотя не вписывалась в рамки моды. Поэтому настоящую хорошую музыку важно правильно подать, и тогда пойдут, несмотря ни на какую моду. Как это сделать – будем думать. Мы только в начале пути.
Привлечь публику
– Недавно в Подмосковье прошел международный фестиваль исполнителей на старинных струнных щипковых инструментах «Садко». Его участники говорили о необходимости возрождения в России народной музыки. Вы намерены этому способствовать?
– Несомненно. Вопрос – как. Есть коллективы, есть фестивали, надо организовывать концерты, больше писать о народном творчестве. У нас же пишут о том, с кем спят поп-звезды, а вот о самой музыке совсем не пишут. У нас практически нет музыкальной критики, которая могла бы формировать правильные вкусы у людей. На телевидении в музыкальных программах должны быть странички, посвященные народной музыке. Как человек может полюбить то, чего не видит и не слышит? Надо что-то перестраивать, потому что если просто устроить концерт гусляров – придут только любители, а важно привлечь широкую публику.
У нас потеряно все. Даже многие музыканты, которые заканчивают факультет народных инструментов в училищах и консерваториях, не всегда могут найти себе применение. А между тем практически во всех странах уделяют большое внимание своим народным корням. В Болгарии четыре или пять каналов посвящены этой теме. А у нас? Мы в этом плане далеко в хвосте. Будем стараться популяризировать исконно русские инструменты, народное творчество.
Совет профессионалов
– В одном из интервью вы сказали, что сегодня необходимы худсоветы.
– Это мировая практика, и в этом нет ничего страшного. Конечно, это должна быть не цензура, а профессиональный совет из людей понимающих. Такие существуют в любой телевизионной корпорации в мире, на радио, в театрах. И к ним прислушиваются. И никакой генеральный продюсер никогда не пойдет против такого совета, потому что он в первую очередь доверяет профессионалам.