Мастера колокольного звона из разных уголков страны участвуют в звенигородском Пасхальном фестивале

Культура и спорт
Сергей Хакимов/Подмосковье Сегодня

Фото: [Сергей Хакимов/Подмосковье Сегодня]

Московский Пасхальный фестиваль, которым руководит Валерий Гергиев, разменял свой 21-й сезон. В этом году в его звонильную программу включены сразу шесть городов Подмосковья. Рассказываем о мастерах колокольного звона, приехавших в Московскую область из разных уголков России.

КРУТОЙ ПОДЪЁМ

Сначала участникам фестиваля по узкой извилистой лестнице в темноте нужно подняться на колокольню Успенского собора – самого древнего храма Москвы и области. Проход настолько тесный и крутой, что в некоторых его участках нужно идти боком, согнувшись в три погибели, чтобы не удариться о потолок и не попасть в неловкую ситуацию, как Винни-Пух, перебравший с десертом в гостях у Кролика.

– Если честно, каждый раз этот подъем на звонницу заставляет меня комплексовать по поводу своей фигуры, – признается звонарь из Костромы Любовь Рудацкая. – Накануне приезда в Москву всегда думаю, как бы не застрять на этой лестнице.

С колоколами она «дружит» без малого 18 лет. В костромском приходе, где детей учили звонить на колоколах, Люба была единственной девочкой. Спустя несколько лет почти ничего не изменилось, только теперь она осталась единственной девочкой, кто смог укротить колокола, а парни отсеялись.

– Я – церковный звонарь и не рассматриваю колокола как музыкальный инструмент, – поясняет Рудацкая. – Моя задача – созвать людей на богослужение. И лишь потом я могу задуматься над тем, чтобы создать музыкальное произведение на колоколах. Впрочем, и оно должно быть в строгих рамках.

Еще один звонарь с 25-летним опытом – Владимир Моловечкин из Омска. Впервые на Московский Пасхальный фестиваль он приехал в 2005 году. По его словам, на колокольне даже дышится легче и лучше, чем на земле.

УКРОЩЕНИЕ ИНСТРУМЕНТА

Система управления звоном строится таким образом, чтобы один человек мог сладить сразу с несколькими колоколами. Например, на колокольне Звенигородского Успенского собора их всего семь, а в Даниловском монастыре – 24. Укротить такое количество инструментов разной весовой категории звонарю помогает сбалансированная система развески.

– Колокола развешиваются справа налево в порядке возрастания их веса, – объясняет устройство звонницы Владимир. – Самый большой и низкий колокол, задающий тон всем остальным, как правило, подвешивается в центре колокольни.

Самое сложное для звонаря – поймать и удержать ритм, скоординировав при этом движения рук и ног. Кстати, если дотронуться монеткой в разных местах колокола, можно услышать отличные друг от друга звуки.

По словам старшего научного сотрудника Звенигородского музея Юлии Тумаковой, камерная обстановка на колокольне Успенского собора предназначена только для одного звонаря. Замдиректора музея по науке Дмитрий Седов рассказывает, что участников программы привлекает в Звенигороде именно возможность побывать на колокольне и позвонить в древнейшем соборе.

– Колокола для Успенской звонницы собирались после 1946 года из разных закрытых храмов, – говорит Дмитрий. – Самый редкий – XVIII века.

Заготовленных программ на фестивале не услышать – звонари исполняют авторскую импровизацию. Уникальные перезвоны под открытым небом для зрителей региона абсолютно бесплатны. Если поторопиться, еще можно услышать, как звучат колокола в руках лучших звонарей страны 14 мая в соборе Архангела Михаила в Бронницах и 15 мая в Главном храме Вооруженных сил РФ в Кубинке.