Музей редких музыкальных инструментов открылся в Подмосковье
:format(webp)/aHR0cHM6Ly9zdG9yYWdlLjM2MC5ydS9hcnRpY2xlcy9pbWFnZS8yMDE5LzExLzVmL2QwLzE1NzMxMzA5NDE2MDMwNDM5ODE4LmpwZw.webp)
Фото: [Оксана Полякова]
Окарина, балалайка, домра, колотушка – эти и еще более сотни инструментов можно увидеть в Детской школе искусств (ДШИ) имени В.К. Андреева в городском округе Котельники. За просмотр диковинок, которых не найти больше ни в одном музее Московской области, у посетителей денег не берут, но просят записываться на экскурсию заранее. «Подмосковье сегодня» познакомилось с экспозицией и оценило редкое звучание старинных экспонатов.
БЕСЦЕННЫЙ ДАР
:format(webp)/aHR0cHM6Ly9zdG9yYWdlLjM2MC5ydS9hcnRpY2xlcy9pbWFnZS8yMDE5LzExLzUzL2NiL2lubGluZS0xNTczMTMwOTQyMjQ5ODQ4ODc0MDcuanBn.webp)
Большую часть музейных экспонатов составила коллекция Александра Захарова – музыканта-инструменталиста, солиста оркестра Государственного академического русского народного хора имени М.Е. Пятницкого. На протяжении нескольких месяцев он на тележке привозил эти музыкальные артефакты в школу искусств.
– Мне не хотелось держать инструменты в запаснике, хочется продолжить линию преемственности, – отметил Захаров, передавая коллекцию в дар. – Для детей это очень познавательно – увидеть инструмент живьем и потрогать его руками. Это настоящее музыкальное «богачество». Инструменты переедут к вам жить, чтобы работать на благо детей.
По его убеждению, держать инструменты в футлярах на полках преступно.
– Им нужно жить, дышать, встречаться с любителями музыки и удивлять всех окружающих, – уверен Захаров.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОКОС
:format(webp)/aHR0cHM6Ly9zdG9yYWdlLjM2MC5ydS9hcnRpY2xlcy9pbWFnZS8yMDE5LzExL2FmL2Q2L2lubGluZS0xNTczMTMwOTQyODk0NDk5ODExNjQuanBn.webp)
Первыми посетителями экспозиции стали первоклашки из школы № 1 Котельников. Заведующая музеем Вера Говердовская, демонстрируя уникальное собрание музыкальных инструментов разных времен и регионов, словно на машине времени переносит ребят в прошлое.
– Этот инструмент на Руси имел обрядовое значение, – рассказывает Вера Петровна, держа в руках славянскую трещотку. – Когда девушек выдавали замуж, трещотка сопровождала свадебную процессию и своим звуком отгоняла злых духов.
После этого Вера Говердовская отходит в конец комнаты. Несколько движений трещоткой в воздухе, и малыши от восторга и резкого звука закрывают уши. Калимбу ребята и вовсе увидели первый раз в жизни. Несмотря на внешнее сходство с ручным пианино, сделана она из кокоса, а по звуку напоминает музыкальную шкатулку.
СВИДЕТЕЛИ ЭПОХИ
:format(webp)/aHR0cHM6Ly9zdG9yYWdlLjM2MC5ydS9hcnRpY2xlcy9pbWFnZS8yMDE5LzExL2U2LzkyL2lubGluZS0xNTczMTMwOTQyNjg0NzQ2NDYyNDMuanBn.webp)
В коллекции есть и редкие инструменты. Некоторые из них – единичные экземпляры, оставшиеся во всем мире. Среди них – гудок.
– Еще при царе Алексее Михайловиче, объявившем гонения на все музыкальные инструменты и приказавшем сжигать их, гудок исчез с лица земли. То, что сегодня мы можем видеть его в своей коллекции, – большая удача, – объясняет Говердовская.
:format(webp)/aHR0cHM6Ly9zdG9yYWdlLjM2MC5ydS9hcnRpY2xlcy9pbWFnZS8yMDE5LzExL2Y0LzY3L2lubGluZS0xNTczMTMwOTQyNzk4Njk3NDMzOTAuanBn.webp)
Колесная лира – один из центральных экспонатов. Впервые она появилась в Европе в XII веке. Но представленный в музее образец сделан на Руси. Об этом говорят белорусские орнаменты. По звучанию она напоминает волынку.
– За этим стеклом представлены свистульки, окарины (разновидность свистулек, которая используется даже в симфонических оркестрах. – Прим. ред.) и гармошки, – указывает Вера Петровна. – Вот эта, например, пришла к нам из ГДР. Уже и страны такой нет, а инструмент живет.
Один из самых старинных инструментов, которому более 200 лет, висит на стене – рожок из бересты. Это единственный инструмент, звук которого посетители не смогут услышать.
– Из-за времени береста потрескалась и обветшала, – поясняет Говердовская.
Вере Петровне очень хотелось бы, чтобы у посетителей, которые познакомились или еще познакомятся с редкими инструментами, проснулось не только стремление освоить их, но и желание понимать музыку.