Музыкальная комедия «Ревизор» вернулась на сцену ТЮЗа Гришаевой. Почему постановку стоит посмотреть?
Фото: [Галина Фесенко/пресс-служба МОГТЮЗ]
Городничий дирижирует Добчинским и Бобчинским. А Земляника солирует на гитаре. Как вам такая реинкарнация «Ревизора», вернувшегося в репертуар Московского областного ТЮЗа после пожара? Режиссер Александр Нестеров решился на смелую авантюру и превратил гоголевскую классику в музыкальную комедию. Рассказываем о его нестандартных находках.
ЗЕМЛЯНИКА – ГИТАРИСТ
Последний раз «Ревизора» в МОГТЮЗе давали в январе 2021 года. И в том же месяце случился пожар: погибла большая часть декораций и костюмов, в том числе и этого спектакля. Спустя полтора года «Ревизор» возрождают из пепла. Костюмы пошили новые, а мебель, обшитую дорогими тканями, с трудом очистили от копоти. И вот сейчас спектакль вновь собирает аншлаги.
– Я осмелился прочесть «Ревизора» как музыкальную комедию. Мы первые пошли на этот эксперимент, – говорит режиссер-постановщик Александр Нестеров. – Магия «Ревизора» в том, что каждая временная или жизненная ситуация отзывается в нем по-новому. Спустя полтора года многие вещи звучат со сцены и воспринимаются зрителями совершенно иначе.
В режиссерской версии Нестерова наказание, которое заслужили нечистые на руку горожане во главе с Городничим, – не что иное, как логичный исход проклятия унтер-офицерской вдовы.
– Городничий долго унижал ее. За это и был послан в город Хлестаков, – объясняет Александр.
Характерное решение спектакля в том, что каждый горожанин представлен в образе какого-то инструмента. Например, Земляника – гитарист, а его дочки – виды ударных инструментов. Дирижирует таким оркестром сам Городничий. А Хлестаков – самозванец и только делает вид, что владеет музыкальной грамотой.
ОВАЦИИ НА АРБАТЕ
В «Ревизоре» смешались фокусы, цирковые и танцевальные номера. Цыганские напевы переходят в знаменитые мелодии советского периода, а затем сменяются «Хавой нагилой». Каждое действие завязано на музыке. Она настолько органично вписана, что сложно понять, где заканчивается либретто, написанное Вениамином Борисовым, и начинается оригинальный текст Гоголя.
– При этом мы не переиначивали произведение Николая Васильевича, – уточняет Александр. – Я считаю, что это очень важно, потому что сам, как режиссер, не являюсь сторонником переделывания классики на современный манер. Просто некоторые сцены в нашем спектакле превращаются в музыкальные номера.
Всего же в спектакле используется более 40 музыкальных инструментов. Некоторые из них сейчас можно встретить только в музеях. Зрители услышат лиру, гусли, владимирский рожок, пять видов русских народных свирелей. И все партии актеров сопровождаются настоящим русским народным оркестром.
Самый необычный инструмент, который прозвучит в спектакле, – строительная пила. Актриса Анна Старцева, исполнительница роли унтер-офицерской вдовы, училась играть на ней целый год. При желании этой пилой можно распилить дерево, если же играть на ней смычком, инструмент издает звуки, схожие с человеческим голосом.
По словам Нестерова, когда ТЮЗ переживал нелегкие времена, Старцева выходила на Арбат и играла на пиле, срывая овации прохожих и умудряясь неплохо зарабатывать.