Мытищинский театр «ФЭСТ» подвел итоги онлайн-фестиваля для режиссеров
Фото: [ТЕАТР ФЭСТ/vk.com]
В конце апреля мытищинский театр драмы и комедии «ФЭСТ» провел в онлайн-режиме первый тур театрального конкурса режиссерских предложений «За Победу». 32 молодых режиссера со всего мира предложили свои идеи постановок, посвященных Великой Отечественной войне. В следующий тур прошли восемь счастливчиков. Все это время вместе с труппой театра они готовили эскизы спектаклей, а потом представили их жюри. Результат всю неделю транслировали в соцсетях. Рассказываем, как это было и чью работу в итоге представят к следующему Дню Победы.
ОПЯТЬ ЭТОТ ВИРУС!
Второй тур конкурса планировали провести очно: ожидали полные залы зрителей, которые посмотрят все эскизы, выскажут свое мнение и на голосовании выберут лучшего. Но из-за коронавируса театры пока остаются недоступной роскошью, поэтому второй этап тоже прошел в онлайне. В соцсетях актеры труппы всю неделю показывали сцены из потенциальных спектаклей.
– Конкурс получился результативный, – делится художественный руководитель театра «ФЭСТ» заслуженный артист России Игорь Шаповалов. – Все этюды очень интересные. Были и предложения по классическим произведениям, как «Вечно живые» Розова, «В списках не значился» Васильева, и по произведениям, написанным сравнительно недавно – «Я должна рассказать» Рольникайте, «Живые картины» Барсковой. Очень любопытный материал по воспоминаниям Юрия Никулина.
СЕРЬЕЗНЫЙ НИКУЛИН
Не все знают, что любимый всеми с детства Юрий Никулин, которого мы знаем по комедийным ролям, воевал на фронте. Воспоминания о том времени он опубликовал в книге «Почти серьезно». По ней сделал эскиз режиссер Роман Муромцев.
– Я видел много спектаклей и фильмов про войну, но самым важным было найти правильное отношение к этой теме, понять, как мы воспринимаем войну, что это такое, – делится Муромцев. – Я хотел найти нужную интонацию, и мне показалось, что в книге Никулина она верна. Там нет пафоса, все впечатления подробно описаны. Это война глазами молодого человека. И персонаж моего эскиза – не великий советский клоун, а просто Юра, которого зритель может воспринимать как своего друга.
Режиссер сравнил в эскизе жизнь до войны и во время нее. Вы видите идущего за пивом Юру, но вдруг по громкоговорителю он слышит о наступлении немцев. Он видит ряды убитых от разорванного снаряда... Вспоминает, как летними ночами до войны спал на крышах сарая и просыпался от капель дождя, а сейчас – от звуков пальбы. Но финал у этого спектакля счастливый – Юра возвращается к родителям живым.
ТОЖЕ ЛЮДИ
Режиссер Петр Куртов поставил «Швейка» по пьесе Бертольта Брехта. Зрителя сразу погружают в обстоятельства фронта.
– Значит, так. Сейчас артисты будут выступать. Чтобы никаких разговоров. Смотрим, наслаждаемся, – говорит комендант в начале эскиза.
На сцене пивной трактир Праги превращается в гестапо, а нацист отпускает главного героя, когда узнает, что тот собачник.
– Я хочу показать эту историю сатирически, чтобы мы могли посмотреть на войну с точки зрения врагов, – отмечает Куртов. – Они ведь тоже люди, и кто-то не хотел воевать.
При этом режиссер хотел бы, чтобы зрители сидели не на привычных креслах, а на пеньках – для элемента присутствия.
СУДЬБЫ ЖЕНЩИН
Среди режиссеров-участников есть и представитель Подмосковья. Александра Аптовцева из Железнодорожного представила эскиз по повести Ирины Грековой «Вдовий пароход». Это история о пяти женщинах, живущих в одной коммуналке и когда-то потерявших любимого человека. Свою обитель все пятеро называют «Вдовьим пароходом», а себя – семьей.
Эскиз начинается с поминок Анфисы Громовой. По ходу действия раскрывается прошлая жизнь женщин с их странностями и привычками, а также история появления на свет сына Анфисы Вадима.
– Мне показалось интересным, что в этой пьесе все ищут любовь, – делится Александра. – Наш главный герой Вадим постоянно задает вопросы старшим, он ставит все под сомнение. Мне кажется, что с молодыми людьми сейчас происходит примерно то же самое.
РАНО ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ
Жюри театра пока не стало подводить итоги, так как конкурс международный и в списке участников есть режиссер из Израиля Эмилия Кивелевич. Девушка собиралась ставить эскиз по пьесе Виктора Розова «Вечно живые», но не смогла прилететь в Россию из-за коронавируса. Ее этюд планируют смотреть в сентябре, и только потом будет назван победитель. Но главных фаворитов среди оставшихся семи претендентов худрук театра назвал. Это «Швейк», «Вдовий пароход» и «Я должна рассказать» режиссера Владимира Киммельмана – история о литовской девочке, прошедшей через гетто Вильнюса и два концлагеря.
По итогам конкурса режиссер лучшего эскиза получит право на постановку своего спектакля в театре к следующему 9 Мая. Возможно, это будет не один режиссер.