Не без царя в голове! Что нового расскажет об Иване Грозном новая выставка в Сергиевом Посаде
Фото: [Сергей Хакимов/Подмосковье Сегодня]
Какие ассоциации у вас приходят на ум, когда речь идет о царе Иване Грозном? Деспотичный самодержец? Завоеватель, который «Казань брал, Астрахань брал, Ревель брал...»? А может быть, сразу в голове всплывает картина Репина, на которой царь убивает собственного сына? На новой выставке в музейном комплексе «Конный двор» Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника фигура царя будет раскрыта с другой стороны – царственный богомолец!
БЫЛО ВСЕ ХОРОШО, ПОКА…
Новая выставка так и названа – «Царственный богомолец. Иван Грозный и Троице-Сергиев монастырь». Подмосковная обитель имела огромное значение в жизни первого русского царя. Это было место семейного богомолья: тут крестили деда Грозного, его отца и самого Ивана IV. Самодержец ездил в Троице-Сергиев монастырь по несколько раз в год: молился, жертвовал грамоты, даровал деньги и земли, содействовал строительству крепостных стен… Его примеру следовали и бояре, и члены семьи.
Среди экспонатов можно увидеть и произведения декоративно-прикладного искусства, и иконы, пожертвованные семьей Грозного, и разные книги, которые легко можно считать памятниками истории. Например, тут есть рукопись, которая принадлежала митрополиту Иоасафу, крестившему царя.
– На выставке мы показываем, как через взаимоотношения Ивана Грозного с Троице-Сергиевым монастырем проходит вся история его жизни и история царствования, – отмечает куратор выставки, ведущий научный сотрудник отдела «История и культура Сергиево-Посадского края XIV – нач. XX вв.» Сергей Шокарев. – Начиная от его крещения здесь, расцвета царствования, побед, подъема при нем России и до того момента, как он отвернулся от монастыря и устроил опричный террор…
Именно в эпоху опричнины его связь с подмосковной обителью была разорвана. Царь удалился в Александрову слободу и даже создал там некое подобие монастыря, а в 1573 году и вовсе написал: «Иссякло в Троице-Сергиевом монастыре благочестие – и монастырь оскудел».
КАЯЛСЯ, ПЛАКАЛ, РЫДАЛ
– Иван Грозный – сложная фигура, он у нас не плоский, он в разное время разный, но всегда глубоко религиозный, мистически настроенный человек, тесно связанный с Троице-Сергиевым монастырем, – добавляет куратор выставки. – По предметам коллекции из нашего музея мы видим богомольного человека, который даже свои опричные деяния совершает во имя каких-то религиозных целей.
Со времен того периода на выставке можно увидеть экспонат – не побоимся этого слова – с кровавой историей. Тут представлено белокаменное надгробие.
– Это плита казненного боярина, под которой нашли захоронение человека без головы, – рассказывает Сергей Шокарев. – Есть у нас и вкладная книга Троице-Сергиева монастыря, которая рассказывает, как Иван Грозный в 1583 году вернулся сюда с покаянием. Его царствование закончилось катастрофой – он случайно убил сына, а потом приехал обратно в эту самую обитель. Он каялся, плакал, рыдал по поводу смерти царевича Ивана Ивановича… Тут же – небольшая икона, которую царь пожертвовал в монастырь по душе своего сына и душам, казненным им людей.