Нос Сирано, настоящие ружья и кровавый раствор: В Губернском театре рассказали, как устроен мир «закулисья»
Фото: [Сергей Хакимов]
Сколько человек рисуют пиратские шрамы актерам спектакля «Остров сокровищ»? Где хранится «нос» Сергея Безрукова? На эти и другие вопросы отвечали сотрудники Московского Губернского театра на экскурсии, которая прошла в День театра. Рассказываем, какие тайны кроются за кулисами одной из главных сцен Подмосковья.
СЦЕНИЧЕСКОЕ ЗАЗЕРКАЛЬЕ
Через небольшое окошко осветительского цеха декорации спектакля «Веселый солдат» выглядят почти кукольными. Только поравнявшись с ними, понимаешь, что это иллюзия. Деревянная конструкция на колесиках, несмотря на свою тучность, ловко превращается из поезда в дом, из дома в больницу и обратно.
Смена декораций, мизансцен, костюмов и реквизита в спектакле – это сценическое зазеркалье, которым управляют технические службы театра: монтировщики, осветители, декораторы, гримеры. Порой за кулисами их больше, чем актеров на сцене.
– Актеры – не главное в театре. Мы бы ничего не смогли сделать без наших специальных служб, – уверен актер Дмитрий Карташов.
Расставить нужные акценты, добавить объем или сменить настроение спектакля можно с помощью света. Поэтому большую часть цеха, в котором «дирижирует процессом» осветитель Алина, занимает специальный пульт. Нажмет она одну кнопочку – яркий луч высветит актера в центре сцены, покрутит другой рычажок – добавятся стробоскопы, и у зрителя зарябит в глазах. Чтобы не запутаться, у Алины лежит партитура, в которой перед определенными репликами, движениями актеров указаны световые команды.
– Караоке-спектакль «Энергичные люди» – самый насыщенный и динамичный по свету. Боюсь моргнуть лишний раз, чтобы не пропустить смену эффектов, – шутит Алина. – В то же время это очень музыкальная постановка, поэтому пока меняю свет, не сдерживаюсь – подпеваю и пританцовываю вместе с актерами. Все равно никто не видит.
Реквизиторы Елена и Елизавета рассказывают, как воссоздавали комнату Виктора Астафьева в спектакле «Веселый солдат».
– Многие вещи собирали по барахолкам, антикварным магазинам, – говорит Елизавета. – Нож, который кидает в стену Борис Галкин (в спектакле он играет самого Астафьева. – Прим. ред.), – немецкий, времен Великой Отечественной войны. Ружья, кстати, тоже настоящие. Мы купили их в охотничьих магазинах, спилили бойки и перед каждым спектаклем заряжаем холостыми патронами.
Также реквизиторы рассказали, что готовят «кровавый раствор» для бинтов, который сами же и придумали.
Что касается костюмов, то одни актерам приносят в гримерки, другие они сами переодевают за сценой. Для быстрой смены грима за кулисами стоит и небольшое трюмо.
– В некоторых спектаклях мы должны очень быстро перегримироваться или поменять костюмы, счет идет на минуты. Поэтому вся одежда подписана, – поясняет актриса Вера Шпак.
ДЕРЕВО В «КАРМАНЕ»
Изнанка Губернского театра – это множество коридоров, заставленных кофрами с костюмами и реквизитом для гастролей, спиральными лестницами, ведущими к техническим цехам и «карманам» за сценой. Заглянешь в один из них, а там «растет» дерево из «Вишневого сада». В другом «дрейфует» в ожидании своего выхода на сцену корабль из «Острова сокровищ».
Еще одно место, куда посторонним вход воспрещен, – гримерная.
– С помощью пластического грима мы накладываем шрамы и бороды нашим пиратам из «Острова сокровищ», лепим силиконовые накладки на глаз, чтобы создать иллюзию его отсутствия. Иногда работаем в 12 рук, – рассказывает гример Марина.
На ее столе гармонично соседствуют парики, краски, усы и силиконовые носы. Один из них, самый большой и фактурный, раньше принадлежал Сергею Безрукову, который играл Сирано де Бержерака в одноименном спектакле.