Петр I и Рубенс: в «Новом Иерусалиме» рассказали, благодаря кому в России появились первые картины фламандских мастеров
Фото: [Александра Терец/Подмосковье Сегодня ]
В музее «Новый Иерусалим» продолжает работу выставка «Под знаком Рубенса. Фламандская живопись XVII века из музеев и частных собраний России». Оказывается, первые картины фламандцев появились в нашей стране еще в начале XVIII века при правлении Петра I. Но тогда они не пользовались популярностью. Рассказываем, почему эта мода не сразу захватила Россию и какую роль в популяризации сыграли императоры.
ПЕРЕЙДЕМ К ИСТОКАМ
На новой выставке «Нового Иерусалима» представлены знаковые работы известных мастеров, написанные в технике фламандской живописи. Как отметили в Министерстве культуры и туризма Московской области, эти произведения формируют представление об изобразительном искусстве XVII столетия.
«В экспозицию включены работы, вышедшие из мастерских главных художников фламандской школы. Среди них Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс и, конечно, Питер Пауль Рубенс, – рассказал куратор выставки, доктор искусствоведения Вадим Садков. – Также посетители могут увидеть единственную подписную работу женщины-художницы периода XVII века Йоанны Вергаувен. Первые картины фламандских художников, которые увидел российский зритель, появились в нашей стране еще в начале XVIII века, в эпоху Петра Великого».
Страсть первого российского императора ко всему европейскому привела к серьезным изменениям в различных сферах искусства нашей страны.
«Петр I вдохновлялся образом Европы и, конечно, привозил оттуда много идей, – объяснил Вадим Садков. – После его поездок за рубеж в России начали строить много дворцов на западноевропейский манер, главный пример – Меншиковский дворец, первое каменное здание Санкт-Петербурга. Дворцы надо было украшать картинами. И вот тогда император привозил из европейских стран много полотен, в том числе работы фламандских художников. Этот период можно назвать периодом массовой закупки произведений западноевропейского искусства».
БЛАГОДАРЯ ЕКАТЕРИНЕ II
Однако картинам, написанным в технике фламандской живописи, Петр Великий не уделял особого внимания.
«Они нравились Петру Алексеевичу, но на тот момент «не зацепили». В то время императора интересовало все голландское, включая живопись, поэтому его фокус внимания был смещен, – продолжает Садков. – Но так или иначе, благодаря страсти Петра Алексеевича к живописи фламандские полотна появились в России. Также именно в эпоху правления первого императора среди знати родилась мода на произведения старых мастеров, которая отчасти сохранилась и сейчас».
Широкое распространение фламандская живопись в России все-таки получила. Но немного позже – к концу XVIII века. Это было при правлении Екатерины II.
«Во время ее царствования Эрмитаж в Санкт-Петербурге по праву считался обладателем одной из лучших в мире коллекций произведений фламандской школы, – поделился доктор искусствоведения. – Тогда у нас сложилось все же более прогрессивное общество, нежели при Петре I, и на произведения фламандцев стали обращать больше внимания. Полотна появились даже в собраниях аристократических семей: Шуваловых, Строгановых, Юсуповых, Шереметевых и Безбородко. В «Фонтанном доме» графа Николая Шереметева находилась, в частности, представленная на нашей выставке картина Якоба Йорданса «Мелеагр и Аталанта».