«Петя, волк и другие…»: в областной филармонии создали сиквел симфонической сказки Прокофьева
Фото: [Алексей Зотов]
К 130-летию великого русского композитора в Московской областной филармонии готовят премьеру – спектакль для детей «Петя, волк и другие…». Создатели придумали новаторский ход: к известной симфонической сказке Сергея Прокофьева был создан фанфик – продолжение классической истории. За дело взялся современный композитор Петр Поспелов. Результат покажут зрителям уже в эти выходные в Балашихе и Красногорске.
И КОШКА, И КЛАРНЕТ
Вы спокойно располагаетесь в зале, Симфонический оркестр филармонии «Инструментальная капелла» уже тоже готов играть вам со сцены, как вдруг вбегает… Непрокофьев. Это музыкант, главный герой и рассказчик – ваш гид по спектаклю. Он опоздал, потому что по пути услышал звук автомобильной сирены, но не смог найти нотный лист, чтобы его записать. Ребятам, собравшимся в зале, нужно ему помочь – попробовать повторить известный звук. Так начнется первая часть постановки. Перед зрителями развернут классическую инсценировку «Пети и волка» Сергея Прокофьева. Историю про храброго мальчика Петю, смешную Утку, страшного Волка и ворчливого Дедушку композитор придумал для того, чтобы познакомить детей с инструментами оркестра. Областная филармония ставит перед собой ту же задачу.
– Можно сказать, что «Петя и волк» – это веселая музыкальная азбука, – рассказывает режиссер-постановщик спектакля, лауреат и член жюри премии «Золотая маска» Наталия Лайнер. – На этой сказке дети очень быстро выучивают музыкальные оркестровые тембры.
Задумывались ли вы о том, что звучание музыкальных инструментов можно сравнить со звуками, которые издают, например, звери? Детям так будет легче.
– Тут флейта – это Птичка, кларнет – Кошка, гобой – Утка, а фагот – Дедушка, – продолжает режиссер. – Прокофьев написал такие темы, которые действительно иллюстрируют этих животных и людей. И дети очень быстро их себе представляют.
ЛОВИТЕ СЕРОГО!
Помогает ребятам и другой герой спектакля – Муза-художница.
– Она быстро воплощает персонажей симфонической сказки в своих рисунках, а ребята с помощью оркестра слышат, как эти герои звучат. Так образ хорошо склеивается в голове ребенка, – говорит Наталия. – Это настоящий кукольный театр, расположенный на авансцене. Чтобы все персонажи были хорошо видны, за спиной оркестра будет большой экран, который транслирует происходящее на сцене.
Благодаря таким театральным «манипуляциям» работу оркестра поймет и самый маленький зритель – от трех-четырех лет. Однако изюминка спектакля в другом. Во второй части вы увидите продолжение истории. Современный композитор Петр Поспелов придумал сиквел – рассказал, что с героями будет дальше.
– Можно назвать это фанфиком, – отмечает режиссер, – это популярный жанр, когда дописываются какие-то романы, комиксы, сюжеты из кино. Такое бывает и в музыке. Поспелов добавил новых персонажей, а еще очень остроумно развил историю Прокофьева. Например, в нашем продолжении мальчик Петя уже сам стал дедушкой. Он повзрослел, и тембр его голоса, конечно, поменялся. Теперь он сам говорит голосом фагота, как когда-то говорил Дедушка из сказки Прокофьева. Такие перевертыши симпатично выглядят.
Вот и вторая часть начнется с того, что дедушка Петя собирается праздновать свой день рождения, но вдруг на свободу вырывается Волк – тот, что все это время сидел в зоологическому саду. Получится ли его изловить?