Признак оперы: рассказываем, как научиться понимать высокое искусство

Культура и спорт

Сезон летних музыкальных фестивалей начался. Особое место в программах занимает опера. Ходить на оперу в театры – модно, разбираться в ней – похвально. Оперный певец, народный артист РСФСР Александр Ворошило рассказал о причинах популярности оперного искусства и дал советы, как научиться его понимать.

И МЫ ВЗЛЕТАЕМ

– Сейчас опера переживает определенный ренессанс, такой популярности оперы, как сейчас, я не припомню, – утверждает Александр Степанович. – В австрийском Зальцбурге проходит ежегодный оперный фестиваль, в Италии есть оперные фестивали, в России. Особенность оперы в том, что это и музыка, и сценография, и декорации, и костюмы – синтетический жанр. Если это сделано талантливо, это востребовано. Последние годы популярность оперы взлетела, вот и в Подмосковье сейчас пройдут оперные фестивали. Мы вписываемся в эту структуру.

«Я РАСПЛАКАЛСЯ»

Любовь к опере приходит по-разному. Кому-то, как Ворошило, – с первого звука.

– Я рос в сельской местности, довольно глухой, и у нас был клуб в совхозе на 50–70 мест. Детям их не хватало, – вспоминает Ворошило. – Мы сидели прямо у экрана и смотрели фильмы. Когда к нам привезли «Музыкальную историю» с Сергеем Лемешевым (знаменитым оперным певцом. – Прим.ред.), я не мог оторваться. Я поверил, что таксист Петя Говорков, которого он играл, – это настоящий человек с таким голосом. Никогда не думал, что пение может быть таким прекрасным. До сих пор помню все моменты из фильма. Когда меня на 30-м году жизни приняли в Большой театр, я увидел Сергея Яковлевича вживую – уже старого, совершенно седого, я расплакался. Сейчас мне 74 года, и моя самая любимая привязанность – это музыка и опера.

КОПНУТЬ ИСТОРИЮ

Знакомить детей с оперным искусством можно с 10–12 лет. Слушать оперу не просто модно, это полезно.

– Она построена на исторических событиях, – поясняет Александр Ворошило. – Оперы «Борис Годунов», «Князь Игорь», «Хованщина», «Евгений Онегин» – это все история, в них отражен уклад и традиции русского общества. Разбираться в тех событиях – неизмеримая польза. Не зная прошлого, человек не может стать современным.

Опера – все-таки элитарный жанр, и, если вы неподготовленный слушатель, не удивляйтесь, что вам непросто будет дослушать ее до конца. Нужно подготовиться – узнать содержание произведения.

– Нужно знать историю, – советует Ворошило. – Тогда тебе будет интересно узнать, как она переосмыслена в музыке.