Рассказываем о жителях Подмосковья, для которых колядки – неотъемлемая часть зимы
Фото: [Денис Трудников/Подмосковье сегодня]
Рядиться в чудные образы, звонить в колокольчики, петь колядки и собирать угощения – это традиционные развлечения Святочной недели, которая началась 7 января и продлится до Крещения – 19 января. Кто и зачем в Московской области колядует, выяснял корреспондент «Подмосковье сегодня».
РЯЖЕНЫЕ С БУБЕНЦАМИ
Тулуп на овчине мехом наружу, затейливые деревянные маски и множество бубенцов и замков на одежде – это один из классических образов славянских ряженых. Мария Галкина из Московского общества фольклора и этнографии впервые примерила его несколько лет назад и с тех пор с удовольствием рядится каждые новогодние праздники. 7 января ряженые и окрутники из ее ансамбля согрели весь Красногорск на рождественском фестивале.
В старину колядовать традиционно ходили с 22 декабря, рассказывает Мария. Именно в эту дату день начинал прибавляться. Считалось, что в это время миры соприкасаются и к нам приходят духи предков.
– Колядование – это старинный обряд благопожелания, – говорит Галкина. – Для того чтобы приманить на будущий год богатство и урожай, люди переодевались кто во что горазд: в красных девиц, различных зверей, предков и демонических существ. Очень важно было обрядиться так, чтобы на деревне человека никто не узнал. Надевая маску окрутника (того, кто окручивается, то есть становится другим человеком), ряженый может вволю веселиться и проказничать.
По словам фольклориста, особо почетно было переодеваться в козу. Рогатые животные издревле считались символом плодородия – именно они спасали людей от голода в холодные зимние дни. Поэтому угостить козу было хорошей приметой.
– Если встретите на улице ряженого или окрутника, обязательно позвоните в его колокольчик – тогда желание исполнится, – говорит Мария. – А если ряженый похлопает вас по плечу, будет большая удача, богатство и добрый урожай!
Михаил Никулин из Воскресенска уже не первый год работает ряженым. Каждый его образ рождается из фантазии. В этом году он и сам не знает, кем нарядился: домовым, лешим или Бабой-ягой.
– Ряженым необязательно брать готовые образы, – поясняет Михаил. – Чем непонятнее костюм, тем интереснее. Каждый видит в нем что-то свое. Главное – помнить: когда надеваешь костюм ряженого, начинается совсем другое общение. Я уже не я, а кто – никто не знает.
СКОМОРОХИ С ЛЕНТАМИ
Леонид Сергеев уже много лет работает скоморохом. В этом году на рождественском празднике в Красногорске он нарядился Хриськой – невестой солдата. Костюм для образа сделал сам – надел цветастую юбку, приладил косу и платок с лентами, подпоясался кушаком и не забыл про сумочку для сбора пожертвований.
– Невеста солдата – это классическая сценка, которую разыгрывали на ярмарках, – рассказывает Леонид. – Среди гостей ярмарки выбирали трех невест и предлагали жениться на них солдату. В итоге всю троицу отправляли обратно, а с солдатом уходила веселая Хриська.
В старину скоморохи были первыми заводилами на ярмарках, объясняет Сергеев. Их задача – вовлечь отдыхающих в танцы, игры и песни.
– У меня за плечами много серьезных профессий: инженер, врач, строитель, – перечисляет Леонид. – Но когда я надеваю костюм, то мгновенно преображаюсь и чувствую себя Хриськой, веселой и беззаботной. Раньше люди часто стеснялись, когда их приглашали в игру, но в последнее время они стали более раскованными. Для скомороха очень важно завести, развеселить народ, чтобы все были участниками представления.
КОЛЯДОВЩИКИ С ПЕСНЯМИ
Анна Утешева из фольклорного ансамбля-лаборатории «Камышинка» живет в Москве, но с песнями ездит по всему Подмосковью. На фестивале «Рождественская звезда» она учила правильно колядовать жителей и гостей Подмосковья.
– Уже много лет мы пытаемся наполнить нашу жизнь традиционными песнями и обрядами, – делится Анна. – В Рождество всегда выходим колядовать. Наша деятельность не только развлекательная, но и во многом просветительская. Ведь уже почти никто не помнит обрядов, и только 10% людей знают, что такое колядование.
По словам Утешевой, колядование – это не просто сбор денег или конфет, в первую очередь это обряд общения, величания.
– Когда мы встречаем на улице человека или пару, сначала спрашиваем разрешения, дозволяют ли они их поздравить, – говорит Анна. – Если разрешают, мы поем колядку, рождественское христославие, а в конце желаем людям добра, чтобы в новом году у них было много здоровья и процветание. Именно за это они потом нас одаривают. Если из этого обряда что-либо исключить, останется только пустая форма, оболочка, которая ничего не несет.
– Очень важно сохранить традиции пения колядок и обрядового переодевания, – говорит министр культуры Московской области Нармин Ширалиева. – Мы иногда придумываем что-то искусственное, берем что-то чужое. Это не значит, что мы должны замкнуться на себе. Но даже в традициях моей семьи всегда были такие истории, а сейчас уже наше поколение развлекает своих детей. Это дает ощущение праздника, когда ты порой и не знаешь, почему действуешь таким образом. Роняешь жесты и фразы, которым никто не учил. А это и есть тот самый генный набор. Связанный, что немаловажно, с ощущением русской зимы.