Рожнов: Новый Иерусалим не заменит музей в Звенигороде

Культура и спорт
архив газеты "Подмосковье Сегодня"

Фото: [архив газеты "Подмосковье Сегодня"]

В последнее время в интернете и некоторых СМИ стали появляться статьи с кричащими заголовками: «Звенигородскому музею грозит уничтожение», «Город оставят без истории», «Фонды музея под угрозой». Их авторы утверждают, что в ближайшее время историко-архитектурный и художественный музей чуть ли не исчезнет с лица земли. Потому что, мол, чуть ли не все коллекции переводят в новый Музейно-выставочный комплекс Московской области «Новый Иерусалим», а сам музей в Звенигороде станет всего лишь филиалом. Корреспондент «Подмосковье сегодня» обратился за разъяснениями к министру культуры Московской области Олегу Рожнову.

Ни один музей не был против фондохранилища

– Олег Александрович, разговор о том, что для коллекций подмосковных музеев создадут фондохранилище в комплексе «Новый Иерусалим», идет с 2009 года, когда только начиналось его строительство. И до сих пор ни один музей против этого не выступал, ведь так?

– Эту идею всегда поддерживали в музеях. Более того, каждый из них сам составлял заявку на то, какое помещение ему необходимо, сколько метров, какого качества. Я думаю, каждый человек понимает, что хранить коллекции в неприспособленных помещениях – это неправильно. В «Новом Иерусалиме» у каждого музея есть свое отдельное помещение, которым распоряжается сам музей. Так, в частности, и Звенигородскому музею здесь выделили сотни метров для хранения фондов. То, что сотрудники музея сочтут нужным, они переведут в Истру. То, что решат оставить в Звенигороде, оставят и для экспонирования, и для хранения. Кроме того, в «Новый Иерусалим» музей может присылать своих научных работников в любое время для исследований, каких-то необходимых работ. Для этого тут созданы все условия, в том числе реставрационные мастерские, для всех музеев Московской области.

Кроме того, переведя часть коллекции в «Новый Иерусалим», мы освобождаем площади для выставок, которые могут стать масштабнее и разнообразнее, а значит, привлекут больше посетителей.

– Знаю, что вы обсуждали эту тему с представителями попечительского совета Звенигородского музея.

– Министерство всегда готово к диалогу. Недавно я действительно встречался с членами попечительского совета музея – Андреем Баталовым, заместителем генерального директора музеев Московского Кремля по изучению, охране и реставрации памятников архитектуры, и Львом Лившицем, заведующим Отделом древнерусского искусства Государственного института искусствознания. Я детально рассказал о проекте перевода музейных фондов в достойное хранилище. Они меня поняли. Мы договорились, что в ближайшее время члены попечительского совета приедут в Истру и посмотрят, какие помещения мы предоставляем Звенигородскому музею.

На почту не получил ни одной жалобы

– А еще кто-то лично у вас интересовался судьбой музея, как все будет выглядеть на деле?

– Вот то-то и оно, что нет. Видимо, гораздо проще писать опусы в соцсетях, пиариться в интернете, а не обсуждать волнующие темы с министерством. Я на почту не получил ни одного письма относительно этого вопроса. Приходите, докажите мне, что экспонаты лучше хранить в здании бывшей гостиницы, нежели в приспособленном помещении. Объясните, что вас не устраивает. Но этого никто и не пытается сделать.

– Насколько я понимаю, музею довольно тесно, ведь сейчас идет процесс передачи помещений зданий Саввино-Сторожевскому монастырю?

– Именно так. Никто не отменял Закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного значения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Мы должны отдать Русской православной церкви Казначейский корпус, Привратницкую и сторожку. Царицыны палаты и административный корпус удалось сохранить за музеем благодаря конструктивному диалогу с Русской православной церковью. Но этого явно недостаточно для нормального функционирования музея. А средств на реставрацию звенигородского Манежа, куда бы мог переехать музей, просто нет. Стоимость разработки проектной документации и проведения ремонтно-реставрационных работ с приспособлением здания Манежа для музейной деятельности ориентировочно превышает 230 миллионов рублей. Средств на столь дорогостоящее восстановление здания Манежа в бюджете Московской области нет.

Что такое стать филиалом?

– Еще одна активно муссируемая тема – Звенигородский музей станет филиалом «Нового Иерусалима» и таким образом чуть ли не прекратит свое существование.

– Да, сейчас у нас идет процесс обсуждения этого проекта, к реализации которого мы приступим в конце июня – начале июля. Но это ни в коем случае никак не повредит самому музею. Изменится статус, но ни один экскурсовод, ни один научный сотрудник не пострадает. Сократится лишь административный управленческий персонал, который составляет в Звенигородском музее 12,4%. Такая оптимизация идет сейчас во всех сферах и хорошо себя рекомендует, потому что помогает уйти от феодальной раздробленности, лишних расходов, раздутых управленческих штатов.

Сейчас мы создаем губернский колледж искусств на базе трех учреждений. В рамках этого процесса два самостоятельных учреждения станут филиалами. Но люди к этому относятся спокойно, с пониманием, поскольку студенты и преподаватели при этом не страдают. Также и с музеями: посетители, для которых они работают, а также научные сотрудники и экскурсоводы не будут ни в чем ущемлены. А когда управленцев порой больше, чем функциональных работников, – это абсолютно неверно.

– При этом музей будет работать так же, как работал до этого момента?

– Естественно. Какие выставки готовить, какие экспонаты изучать, какие реставрировать, какие привозить или увозить из фондохранилища – все эти вопросы работники музея будут решать исключительно самостоятельно. Ни о каком исчезновении, стирании с лица земли, уничтожении и речи не может идти. Коллекция музея остается при нем, как и коллекции остальных музеев. Мы помогаем лишь с пространством и пытаемся повысить экономическую рентабельность музея. Потому что у него гораздо больше шансов пострадать при прежней, не отвечающей требованиям реальности форме работы.

Поделиться