Рожнов: Зарайский кремль реставрируем по плану
Фото: [архив газеты "Подмосковье Сегодня]
В конце мая в газете «Зарайский партизан» был опубликован материал «Реставрационная халтура», автор которого вовсю распекал качество обновления Зарайского кремля. Аноним, не потрудившийся подписать текст, обвинял реставраторов в откровенных недоделках, а сотрудников историко-архитектурного, художественного и археологического музея «Зарайский кремль» и попутно Министерство культуры Московской области – в недостаточном контроле за ходом реставрации. О реальном положении дел, ходе работ и их качестве корреспонденту «Подмосковье сегодня» рассказал министр культуры Московской области Олег Рожнов.
– Олег Александрович, расскажите для начала, какие работы по реставрации Зарайского кремля уже проведены?
– Работы по реставрации Зарайского кремля ведутся в соответствии с государственной программой «Культура Подмосковья». В прошлом году на Спасской башне кремля завершены первоочередные противоаварийные работы, разработана научно-проектная документация на реставрацию Никольского собора. Также готовы проектные документы по стенам и Спасской, Северо-восточной, Юго-восточной, Юго-западной башням, Богоявленским и Никольским воротам. Мы находимся в самом начале пути. Если авторов статьи действительно интересует судьба Зарайского кремля, то необходимо было обратиться к авторам проекта и разобраться в этапах работ. Тогда бы они поняли, что сегодняшний вид башен и стен кремля не окончательный.
– То есть все следы, «замазанные трещины», о которых упоминают авторы статьи, – лишь временное явление?
– В материале говорится, что «...пятна на стене согласно смете – это «инъектирование трещин ручным инъектором». В переводе на повседневный язык – «замазали дырки». Возможно, автору статьи виднее, но хотелось бы внести небольшие уточнения для тех, кто не разбирается в технологии работ. Инъектирование предполагает зачеканку трещин с двух сторон или плотную заделку швов. В данном случае требовалась еще и частичная переборка кладки. Затем по обе стороны от трещины сверлили отверстия, через которые в трещину закачивали специальный инъекционный раствор. Для удержания раствора в пустотах аварийных участков кирпичных стен замазывать отверстия надо обязательно. Впоследствии будут реставрировать лицевую поверхность кирпичной кладки с использованием специальной обмазки, в результате чего последствия противоаварийных работ будут незаметны.
– А что с деревянными воротами в проездной арке Спасской башни?
– Изначально их поставили по просьбе музея, поскольку постоянное заполнение арки не было предусмотрено планом работ 2014 года. Только эти временные ворота уже в третий раз выламывают неизвестные лица. Дважды ворота ставили на место, но этот факт почему-то не нашел отражения в статье. У меня сложилось впечатление, что цель материала состояла в том, чтобы описать субъективное мнение. Авторы пишут: «…невооруженным глазом видно, что заоблачные проектно-сметные вложения не соответствуют реальному объему работ. Нам доподлинно неизвестно, был ли тут «откат», «распил», «жульничество», но акты выполненных работ подписаны. Деньги освоены. Министр культуры господин Рожнов отчитался, что все идет по плану. То есть люди пришли, посмотрели, ничего не поняли и решили: «Держи вора!» Вместо того чтобы обвинять всех без разбора, зарайским журналистам следовало бы призвать к бережному отношению к памятнику местных жителей, которые и ворота в Спасской башне выламывали, и кирпичную кладку не раз повреждали. Памятники возможно сохранить только сообща, при бережном отношении к ним со всех сторон.
– Два слова о планах на этот и будущие годы.
– В 2015 – 2016 годах мы намерены продолжить противоаварийные и ремонтно-реставрационные работы по стенам и башням кремля: в первую очередь будут проведены работы на южном прясле кремля с угловыми башнями (Тайнинской и Кабацкой). В 2015 – 2018 годах отреставрируем Никольский собор. Общий объем финансирования составит 220 миллионов рублей. Прежде всего необходимы противоаварийные работы по фундаменту, устройство крыш на башнях и стенах.