Свадьбы не будет: жителям Серпухова представили легендарную «Царскую невесту»
Фото: [Иван Водопьянов ]
Более 2000 жителей Серпухова приобщились к высокому искусству прямо у стен главной достопримечательности города - Высоцкого монастыря. На сцене под открытым небом театр «Геликон-опера» показал знаменитую оперу «Царская невеста». Корреспондент «Подмосковье сегодня» Алина Махиня побывала на впечатляющем шоу.
СТОЛИЦА ОПЕРЫ - СЕРПУХОВ?
«Царская невеста» стала последним летним выступлением в рамках фестивального проекта «Русская опера у стен монастыря». Ранее бесплатные музыкальные спектакли прошли в Сергиевом Посаде, Коломне и Дмитрове. Все они пользовались большим успехом у гостей и жителей города. Однако именно Серпухов, возможно, станет оперной столицей Подмосковья. Об этом сообщила советник губернатора Московской области по культуре Нармин Ширалиева.
- Мы завершаем сезон мероприятий в формате open air, они проходили в Подмосковье все лето, - сказала она. - Эта опера – финальный аккорд фестиваля. Проект «Русская опера у стен монастыря» был успешен и в прошлом, и в этом году, и мы, безусловно, будем его продолжать. Мы сделаем все, чтобы Серпухов стал постоянной площадкой фестиваля.
ГРЯЗНОЙ ЭПОХИ ГРОЗНОГО
«Царская невеста» Николая Римского-Корсакова основана на реальной истории об убийстве третьей жены русского царя Ивана IV Грозного. По сюжету боярин Грязной влюбляется в чужую невесту Марфу, ну а дальше зрителей ждут ревность, месть и классическая драма. Правда, конец у серпуховской версии совсем неклассический. Обычно опера «Царская невеста» завершается трагедией, но в этот раз финальной сценой стал хор «Слава». Таким образом режиссер Дмитрий Бертман подчеркнул то, что произошедшее с героями не трагедия одного эпизода, а вполне жизненная история.
Главные сольные партии в опере исполнили баритон Петр Морозов (Грязной), меццо-сопрано Алесандра Ковалевич (Любаша), сопрано Анна Гречишкина (Марфа) и тенор Вадим Летунов (Лыков).
- Очень интересный образ и сложный, - говорит Петр Морозов. - Грязной из безжалостного, истребляющего десятки людей по приказу бояр, становится сломленным душевно человеком, и в нем пробуждаются положительные качества. К концу он раскаивается в содеянном, и это вызывает сострадание к нему.
Неудивительно, что зрителей сложные образы «зацепили». Несмотря на промозглую погоду, в течение двух часов, что длилась опера, все внимание собравшихся было приковано к сцене.
- Опера предназначается для более интимного восприятия, она предполагает сосредоточение, очень внимательное вслушивание в живой звук, эмоции, - подчеркивает дирижер Евгений Бражник. - Тут, конечно, мы идем на компромисс, показывая на улице. Если даже двоих это зацепит, то миссия наша выполнена.
Евгений БРАЖНИК, дирижер театра «Геликон-опера», народный артист России:
- Эта опера стоит особняком во всем творчестве Римского-Корсакова. В данном случае мы увлечены русским средневековьем. Это потрясающая драма, очень жизненная, реалистичная. Тут добавлено то, что за рамками мыслительного процесса - здесь включены душа, интуиция. От первой до последней ноты опера держит нас в колоссальном напряжении. Она очень точно выстроена по драматургии.
Евгений ИЛЬИН, главный хормейстер театра «Геликон-опера»:
- Русские оперы отличаются тем, что в них очень много хоров. В нашей версии «Царской невесты» достаточно много хоров вырезано. Это сделано целенаправленно главным режиссером, чтобы подчеркнуть индивидуальную линию, чтобы выделить любовный квартет, вывести личную трагедию на первый план.