Тело в дело: как новичку подобрать себе тренера в спортзале
Если вы считаете, что до лета еще далеко и приводить себя в порядок к пляжному сезону рано, то вы ошибаетесь. Уже пора записаться в спортзал или, например, подарить абонемент своей второй половине на 23 февраля или 8 Марта. О том, как новичку грамотно выбрать инструктора и не попасть к лжетренеру, объясняет опытный специалист из Электростали Эрик Досев.
СМОТРИ НА КЛИЕНТОВ – УЗНАЕШЬ
Если вы впервые оказались в тренажерном зале и слабо представляете, с чего начать, то самое логичное – нанять специалиста. При выборе необходимо ориентироваться на три пункта.
Первый. Почитайте о «регалиях» тренеров, информация о них есть у менеджеров клуба. К этому, впрочем, стоит относиться осторожно, потому что нередко сотрудники списывают заслуги друг у друга.
– Я учился в хорошей спортшколе «Олимп», – рассказывает Эрик Досев. – Это коммерческий колледж с тремя инструкторами. Но он не уступает по качеству крутому колледжу Бена Вейдера или FPA Калашникова».
Разумеется, даже десятилетний стаж работы не говорит о профессионализме. Но порой перечень достижений дает хорошее представление о спецах в зале.
Второй. После выбора тренера с первых занятий изучайте остальных его клиентов, а точнее, их количество и качество.
– Лично я не держу много клиентов, – продолжает специалист из Электростали, – когда они «на потоке», я начинаю плохо выполнять профессиональные функции. Стараюсь набирать новых спортсменов ограниченно и вкладываться в тех, кто продолжительное время со мной. Пять человек я тренирую практически с начала моей тренерской карьеры.
В первые дни занятий пообщайтесь с клиентами вашего тренера о том, как тренируются они, о питании, методиках наставника. По возможности спросите, какими они были до тренировок и стали после. Это важнейший показатель профпригодности инструктора.
Третий. Бывает, что профессионал высокого уровня с хорошими клиентами, статусом и образованием просто не подходит вам по энергетике.
Выбрав тренера, необходимо задавать ему вопросы о своих физических данных, режиме питания, идеальном распорядке дня. После этого инструктор дает рекомендации и наблюдает, к чему человек больше склонен – функциональному тренингу, силовому или набору мышечной массы и развитию мускулатуры.
ОБХОДИ КОММЕРСАНТА СТОРОНОЙ
Самих тренеров можно поделить на четыре типа.
Первый – это часто встречающиеся в залах качки-любители, которым нужен регулярный и бесплатный доступ к тренажерам. Это, по словам Досева, не самый плохой вариант, поскольку на фоне своего увлечения человек может здорово развиваться.
Второй тип – «тренеры-коммерсанты», те, кто старается заработать на потоке людей. Они могут быть хорошими «продажниками», но при этом не обладать знаниями и даже спортивной формой. Примечательно, что встречаются они даже в залах премиум-класса.
Третий тип – «тренеры-спортсмены», они хороши тем, что сами профессионально готовятся к соревнованиям. Они более основательно учат клиентов выполнять базовые упражнения в силу опытности и статуса.
Четвертый тип – «тренер-тренер» – редкий и лучший. Такие наставники считают, что каждый клиент – это статус и реклама их работы. Эти специалисты больше вкладывают в людей и нередко работают себе в убыток.
МИФИЧЕСКИЙ ПСЕВДОТРЕНЕР
Логичный вопрос: должен ли наставник быть качком? В определенной степени – да. Тренер-методист, который не имеет спортивной формы, а владеет только теорией, не сделает из подопечного ни лифтера, ни бодибилдера. К примеру, тренер по пауэрлифтингу должен страховать спортсмена. Без определенных физических навыков наставник попросту не сможет этого делать. Разумеется, немало специалистов после окончания спортивной карьеры теряют богатырскую удаль, однако базовые навыки они все же сохраняют.
– Фитнес-клубы стараются набирать людей более-менее квалифицированных и опытных, – говорит Эрик. – Для этого существуют проверки на профессиональные знания и диетологическое сопровождение. В известных сетях очень тяжелые тестирования. В именных и VIP-залах проверки еще сложнее.
Вместе с тем инструктор советует помнить о банальном человеческом факторе. Бывает, что тренер работает плохо только в определенный период, например если сам является действующим спортсменом и готовится к соревнованиям. Тогда с большой вероятностью он сделает акцент на развитии себя.
– Когда у тебя 13 часов работы плюс свои тренировки, на которых ты тратишь 3000 килокалорий за раз, просто не остается сил и концентрации внимания на других людей, – поясняет атлет. – В таких ситуациях клиенту нужно понимать своего тренера и в некотором роде его поддерживать. Взаимность не заставит себя ждать.