Уникальный Дом культуры, построенный «русским Гауди», отреставрируют в Ликино-Дулево
Фото: [Из архива МУК «Культурно-досуговый центр «Дулевский»]
На днях в ДК Ликино-Дулево состоялся концерт классической музыки, который дали студенты и преподаватели Московской консерватории им. П. И. Чайковского. На протяжении уже 23 лет он собирает интеллигенцию со всей округи. Местные жители уверены, что именно эта традиция спасла от перепрофилирования и разрушения клуб, спроектированный классиком советского авангарда, знаменитым архитектором Константином Мельниковым, которого называют «русским Гауди». Выясняем, как все началось и какая судьба ждет ДК.
ИГРАЙ, МУЗЫКАНТ!
В 1997 году семья юного выпускника Московской консерватории Дмитрия Каприна сняла дачу в Ликино-Дулево. Молодому пианисту нужно было тренироваться перед очень важным для него Международным конкурсом исполнителей классической музыки, проходящем в Испании. Но где? Перевезти инструмент из московской квартиры на дачу?
– Дмитрий узнал, что в Доме культуры фарфорового завода в Ликино-Дулево есть прекрасный рояль, – рассказывает директор МУК «Культурно-досуговый центр «Дулевский» Виктория Беккер. – И попросился ходить туда, чтобы готовиться к конкурсу. Юноше разрешили делать это бесплатно. Но взамен попросили провести концерт классической музыки для жителей города.
Когда Дмитрий стал лауреатом 3-й степени Международного музыкального турнира, вернувшись в Ликино-Дулево, он исполнил обещание. Концерт вызвал восторг у местной интеллигенции.
– С тех пор он стал ежегодным, – говорит Беккер. – Каждый раз полный зал. Со всей округи съезжаются любители классической музыки и преподаватели школ искусств со своими учениками.
ДОСТОЯНИЕ ГОРОДА
Жители убеждены, что именно эта традиция в свое время уберегла ДК от печальной судьбы, уготованной многим российским клубам, перепрофилированным или вовсе снесенным.
– В какой-то мере эти концерты спасли и уровень клубной культуры Ликино-Дулево, потому что местная интеллигенция каждый год ждала этого события, – считает член Общественной палаты Московской области Мария Большакова. – Здание клуба спроектировано в конце 1920-х годов знаменитым архитектором Константином Мельниковым и поистине уникально. Оно построено в виде пятиконечной звезды для работников Дулевского фарфорового завода. Ценность еще и в том, что это единственный объект Мельникова, расположенный за пределами Москвы.
Впоследствии, правда, клуб реконструировали в соответствии с модными тенденциями того времени, например, добавили во внутреннюю отделку элементы лепнины, без которой невозможно себе представить сталинский ампир. Были и другие, хотя и незначительные, изменения.
В 2015 году здание ликино-дулевского клуба было признано объектом культурного наследия регионального значения. Его передали из собственности фарфорового завода в муниципалитет.
ВЕРНУТ ОБЛИК
Сейчас объект готовят к масштабной реставрации.
– Зданию вернут тот вид, который был задуман и реализован Мельниковым, – подчеркивает Беккер. – Все изменения, внесенные в последующие годы, будут убраны. Также клуб оборудуют современной аппаратурой – звук, свет, вентиляционные системы.
Планируется избавиться от сталинской лепнины, вернуть естественное освещение в зрительный зал, то есть воссоздать окна, заделанные в то время, когда помещение использовалось для демонстрации кинофильмов, убрать кинобудку и пр.
– Проектная документация объекта культурного наследия регионального значения находится на завершающем этапе разработки, – сообщили в пресс-службе администрации Орехово-Зуевского городского округа. – В следующем году мы будем готовы приступить к ремонтно-реставрационным работам.
– Проект реставрации объекта культурного наследия регионального значения «Здание клуба фарфоровой фабрики, 1927–1930 гг., арх. Мельников К.С.» согласован Главным управлением культурного наследия Московской области в июле этого года, – говорит начальник Главного управления культурного наследия Московской области Валерия Березовская. – Предлагается сохранить и отреставрировать все существующие исторические конструктивные и декоративные элементы сооружения, дошедшие до нашего времени, а также часть воссозданных в ходе проведения реставрационных работ второй половины ХХ века. Демонтировать диссонирующие с обликом памятника конструкции, возведенные в результате поздних строительных периодов 1950–2000-х годов.