В честь юбилея в Верее воссоздали события Отечественной войны 1812 года

Культура и спорт
Денис Трудников

Фото: [Денис Трудников]

Все смешалось на берегу реки Протвы: кони, французские мундиры, овчарка по кличке Макс Штирлиц и русские пушки «Единороги». В минувшие выходные в самом маленьком городе Подмосковья, которому исполнилось 650 лет, воссоздали военные события, проходившие на верейской земле в 1812 году. Более двух веков назад отряд генерала Ивана Дорохова освободил Верею от наполеоновской оккупации. Рассказываем, как на Дне города можно примерить на себя военный мундир, научиться делать трюки на лошади и получить мастер-класс по французской медицине в полевых условиях.

«АДСКИЙ ДУХ»

– Заряд! – командует возле пушки унтер-офицер Владимир Коврижин.

– Трави! – солдат Александр прокалывает установленный на орудии мешок с зарядом, а затем устанавливает стопин – быстро горящий фитиль.

Самостоятельно прицеливаясь, Владимир дает финальную команду: «Выстрел!» – и над Протвой нависает белое дымовое облако. На настоящей войне четвертьпудовую пушку «Единорог» обслуживают 12 человек. В реконструкции можно обойтись и меньшим количеством. Главное – детальное выполнение всех необходимых действий и полное погружение в атмосферу.

– Эта русская гаубица стреляет гранатами и картечами. Одна граната весит 8 кг. Разлетаясь на мелкие кусочки в радиусе 200 шагов, она не щадит никого на своем пути, – рассказывает командир батареи, руководитель команды реконструкторов «Рекрутское депо» Андрей Исаев. – Одним таким кусочком гранаты был ранен Багратион.

Рядом с «Единорогом» стоит еще одна пушка конной артиллерии – легкая «шестифунтовка», которая заряжается ядрами.

– А знаете, почему у солдат, служивших в артиллерии, моль никогда не ела шинели? – спрашивает Исаев, поджигая фитиль гранаты, чтобы показать, как работает на ней замедлитель. – Дело в том, что при горении пороха на их мундирах оставался запах серы, ненавистный всем насекомым. За этот «адский дух» артиллеристов называли «чертями».

Пока Исаев отвлекал внимание «серными рассказами», замедлитель, который он незаметно поджег в гранате, словно новогодняя петарда, неожиданно рванул. На мощный шум прибежал Макс – овчарка Андрея, названная в честь Штирлица. В это время рядом, не дрогнув голосом, продолжал петь и играть на гуслях солдат-пехотинец Анатолий. Обычно он выполняет роль барабанщика, под его четкий ритм солдаты должны чеканить шаг в марше. Но пока есть перерыв и идет дождь, Анатолий разучивает новую лирическую песню о нелегкой жизни мужика на Руси.

ДЕРЕВЯННОМУ КОНЮ В ЗУБЫ НЕ СМОТРЯТ

Деревянный конь на поле – одна из главных загадок военно-исторической реконструкции в Верее. Зачем он нужен, когда вокруг пасется табун настоящих лошадей?

– Ни одного человека, не овладевшего посадкой на деревянном манекене, по уставу 1812 года к лошади не подпускали, – рассказывает еще один участник «Рекрутского депо» Владимир Киселев.

На нем – точная копия мундира гусарской кавалерии 1812 года. Пуговицы для своего костюма Владимир делал сам из двадцатирублевых монет.

– Кузнецова Татьяна, на лошадь! – командует Киселев.

Девушка, отложив тарелку с кашей, лихо вскакивает на муляж лошади, у которой даже стремени нет. Таня может сделать на настоящем животном то же самое, только еще и в стойке на галопе да с закрытыми глазами. Русскую армию от пятого кирасирского полка наполеоновской армии отделяет меньше ста метров. В соседней палатке обувных дел мастер учит хитростям французских пехотинцев, делавших себе деревянные ботинки.

А рядом французский полевой хирург Павел Веретенников (в обычной жизни московский педиатр) рассказывает, как с помощью скарификатора два века назад пускали кровь.

– Один удар – 12 дырок, – показывает Павел оригинальную машинку, которой без малого 240 лет.

Еще один антикварный экспонат в его коллекции – карманный хирургический набор.

– Эти инструменты полевой хирург носил в своем кармане. Набору около 200 лет, – поясняет Павел.

Так в мастер-классах и реконструкциях оживает двухсотлетняя история русской пехоты, кавалерии и артиллерии.