В Голицыно при ремонте старого дома нашли тайный архив известного солдата-живописца

Культура и спорт

Во время ремонта в доме известного подмосковного живописца Николая Шестакова родственники художника случайно наткнулись на удивительный тайник. Среди находок – неизвестные до этого военные картины автора, этюд его самой знаменитой работы, оригинал которой забрал себе Жуков. Кроме того, потомкам впервые удалось узнать, за что Шестаков, прошедший всю войну, получил орден Красной Звезды. Оказалось, не за военные заслуги.

НЕ ХОТЕЛ ВСПОМИНАТЬ

Николай Константинович Шестаков был из художников, как говорили раньше, обласканных властью. Работал по заказам Министерства иностранных дел СССР, писал картины для иностранных послов, был членом Союза художников. Его подмосковные пейзажи присутствовали на всех престижных выставках. Но, оказывается, у художника была и вторая сторона творчества, о которой до недавнего времени не знали даже родственники живописца. Во время Второй мировой войны Шестаков посвятил несколько работ кровопролитным баталиям, на которых запечатлел боль и подвиг солдат. Их родственники и обнаружили при ремонте дома.

– Конечно, мы знали, что папа был участником войны, удостоенным ордена Красной Звезды. Но он не рассказывал, за что конкретно его наградили, и никогда не выставлял эти картины, – говорит дочь живописца Екатерина. – Папа не хотел вспоминать войну.

КАК РОЖДАЛИСЬ КАРТИНЫ

Николай Шестаков родился в Голицыно в 1916 году, в семье русского живописца Константина Кирилловича Шестакова, члена круга знаменитого передвижника Виктора Васнецова. Молодой человек пошел по стопам отца – сначала окончил художественное училище, потом поступил в Калининградскую академию художеств. Но не доучился. Грянула война. Николай в это время был дома на каникулах. Он сразу же отправился в Звенигородский военкомат и записался добровольцем. Его направили в саперное училище. Интересное совпадение, что именно в саперы попало много студентов художественных вузов.

– Папа вспоминал, что в училище постоянно хотел есть. Кормили плохо. Но зато сдружились все быстро. В свободное время ходили на этюды, – рассказывает Екатерина Шестакова. – Однажды взяли с собой, помимо кистей и красок, динамит. Оглушили рыбу в местной речке. И порисовали, и наелись.

После учебки Шестаков попал на Белорусский фронт. Дошел до Берлина, не получив ни единой царапины. Вернувшись, родным художник за все годы обмолвился лишь парой историй.

– Как-то папиному подразделению приказали взорвать завод коньячных вин, – говорит дочь. – А им стало жалко. Ну, молодые все, любили повеселиться. Они стали тянуть с исполнением приказа. День тянут, второй, третий, а на четвертый пришел приказ, отменяющий взрыв.

А однажды увлечение живописью чуть не погубило Шестакова. Причем случилось это уже в Берлине после подписания договора о капитуляции. Николай решил отметить Победу очередным этюдом. Встал рядом с полуразрушенным зданием, выбрал ракурс, установил холст. И вдруг стена начала падать. Как рассказывал художник родным, в тот момент он оцепенел и не мог пошевелиться. Это его и спасло. Шестаков стоял прямо напротив оконного проема. В этом месте стена не обвалилась.

НОВЫЙ КАТАЛОГ

Помимо неизвестных до этого дня картин, родственникам удалось обнаружить в доме еще несколько интересных находок. Например, наградной лист. Выяснилось, что орден Красной Звезды живописец получил не за боевые, а как раз за художественные заслуги. Дело в том, что в июне 1944 года он принял участие в выставке, для которой в короткий срок написал картины «Захватчики», «В лесах Белоруссии», «Кавалерийский налет» и пять диаграмм. За это и удостоился награды.

Был среди найденных работ и этюд к самой известной картине Шестакова «Знамя Победы». Уже после Победы в здании Рейхстага открыли выставку художников, принявших участие в войне. Для нее Шестаков и написал эту работу. Маршал Жуков, посетивший мероприятие, был ею очень впечатлен. Спросил, кто автор, нашел Шестакова, поблагодарил и попросил картину в личную коллекцию. Автор не отказал.

Сейчас родственники Николая Константиновича хотят издать каталог найденных работ. Они уже запустили сбор средств в интернете. Также их поддержала администрация Больших Вязем.

– Мы хотим познакомить людей, неравнодушных к живописи и истории Великой Оте­чественной войны, с фронтовым периодом творчества художника, – объяснил руководитель Больших Вязем Сергей Хациев. – Уже отсняли все работы, готов компьютерный макет каталога. Осталось только напечатать. На это сейчас и собираем деньги, ищем спонсоров. Готовый каталог мы планируем разослать по музеям и библиотекам Московской области.

– История живет во многих уголках нашего региона, в домах и ландшафтах, предметах быта и произведениях искусства. Я думаю, еще долго мы будем находить свидетельства и воспоминания о самой страшной войне, которая никогда не должна повториться, – добавил председатель Комитета Мособлдумы по вопросам образования, культуры и туризма Олег Рожнов.