В музее-панораме «Бородинская битва» открылась выставка «Перо и меч»
Фото: [Андрей Маленков / Подмосковье сегодня]
На выставке представлена своеобразная «панорама» живописных работ XIX – XX вв. и литературных произведений, созданных непосредственными участниками событий 1812 года и тех, кто считает себя наследниками славы. Среди уникальных экспонатов – единственное прижизненное издание знаменитого стихотворения Марины Цветаевой «Генералам 12-го года» и библиотека писателя Ивана Лажечникова, уроженца города Коломны, пишет газета «Подмосковье сегодня».
Писатель и воин
Выставка, открывшаяся в Год литературы в музее-панораме «Бородинская битва», во многом состоялась благодаря поддержке библиотеки им. Лажечникова из Коломны. Она предоставила музею не только собрание сочинений писателя, но и другие архивные материалы, связанные с его жизнью. Почему вдруг Лажечников? Именно его, участника войны 1812 года, считают в России основоположником «исторического романа». Самые известные - «Последний новик» (посвящен петровской эпохе) и «Ледяной дом» (эпохе Анны Иоанновны).
Как у других литераторов - участников Отечественной войны, у Ивана Лажечникова было обостренное чувство причастности к истории. Больше того, он ощущал себя ее непосредственным творцом, участвуя в походах и сражениях, которые вершили судьбу России, Европы, а, значит, мира.
Свою военную карьеру он начинал ратником ополчения, затем был произведен в офицеры гренадерского полка, участвовал в сражениях под Тарутино, Малоярославцем, Дрезденом и Парижем. Был награжден орденами и медалями. Свои впечатления и переживания описал в книге «Походные записки русского офицера» и записках «Новобранец 1812 года»…
Певец войны
На выставке вы узнаете, что тема войны 1812 года в русской литературе, во всех ее жанрах (будь то проза, поэзия, публицистика), до сих пор является самой востребованной.
Собственно, выставка «Перо и меч» и задумывалась как панорама литературы, посвященной войне 1812 года. Сюда включили как литературные произведения собственно участников войны, так и произведения тех писателей, которые стали наследниками славы, наших современников, возвращающихся к событиям двухсотлетней давности.