В Военно-техническом музее открылась выставка, посвященная легендарному автомобилю ГАЗ-М-1
Фото: [Кирилл Искольдский/Подмосковье сегодня]
Впервые после шестилетней реставрации Военно-технический музей показывает машину, которая стала классикой советского автопрома. Корреспондент «Подмосковье неделя» побывал в музее накануне открытия экспозиции и узнал об опоздавших американцах, черных воронках и забытой пепельнице.
«ЧЕГО ТУТ РАЗРАБАТЫВАТЬ?»
На открытой территории музея в Черноголовке выстроились в ряд танки, бронетехника времен Великой Отечественной войны, пушки, минометы и пожарные машины. Катер «Москва», на котором Сталин принимал Московский водоканал, стоит особняком – второго такого судна в мире больше не найти. Больше всего публику приводит в изумление огромная «летающая тарелка», приземлившаяся неподалеку от главного входа.
– Не могу молчать, – возмущается заведующая экскурсионно-просветительским отделом музея Марина Ушакова. – Сегодня в новостях передали, что американцы грозятся разработать и запустить такую машину к 2035 году. А чего тут разрабатывать? Наши конструкторы еще в середине 1980-х годов придумали вот этот амфибийный безаэродромный высокоэкономичный летательный аппарат нового типа «ЭКИП» (сокращение от «экология» и «прогресс». – Прим. ред.).
Уже через десять минут разговора с этой худенькой женщиной в камуфляже и с молодежной челкой понимаешь – лучшего экскурсовода я еще не встречала. Марина работает здесь девять лет, а музей существует всего на год больше. За это время она изучила и полюбила каждый из многочисленных экспонатов.
ЧЕРНЫЙ ВОРОНОК
Новая выставка «История одной реставрации» посвящена возрождению автомобиля ГАЗ-М-1. Легендарная «эмка», как феникс, восстала из пепла. Шесть лет подмосковные реставраторы возвращали к жизни машину, сошедшую с конвейера Горьковского автомобильного завода в 1936 году. Так как найти аутентичные запчасти было большой проблемой, машину собирали всем миром.
– Образцы хрома тех лет нашли в Италии, – говорит Марина Ушакова. – А лекала мелких деталей помог сделать автомобильный музей Августа Хорьха в Германии (машину марки «Хорьх» водил Штирлиц в «Семнадцати мгновениях весны». – Прим. ред.).
Внешне ГАЗ-М-1 напоминает черные воронки, в которых в СССР перевозили арестантов. Разница кроется под капотом.
– У нашего четырехцилиндровый двигатель, а энкавэдэшникам ставили всегда восьмицилиндровый движок, – объясняет сотрудник музея.
Прообразом для «эмки» был американский «Форд». Но иностранный металл просто не выдержал бы колдобин и ям на наших дорогах. Поэтому советские инженеры доработали авто под отечественные условия, а спиртованные колеса заменили на литые.
Сегодня машина, стоящая в военно-техническом музее, полностью на ходу. Приподними чуть-чуть лобовое стекло – и получишь кондиционер. Накинь шинельное сукно на сиденья – вот и обогреватель. Свет фар, как и раньше, переключается ножными педалями. И только пепельницу современные инженеры оставить забыли – раньше в «эмках», обслуживающих советские таксопарки, можно было курить.
НЕ МАШИНА, А ПОЭЗИЯ
За «эмку» коллекционеры по всему миру готовы отдать любые деньги. В России таких ходовых легковушек насчитывается не более 20. И у каждой – своя история. Полностью восстановить судьбу этой машины Ушаковой пока не удалось. Известно лишь, что автомобиль возил начальников Свердловского обкома.
– Чтобы эта машина ожила, я хочу собрать информацию о людях, которые строили ее изначально – о том цехе, той бригаде, – отмечает Марина. – Для этого я роюсь на форумах, списываюсь с мужиками, которые могут хоть что-то знать.