Валерий Гаркалин: «Имею честь быть белым клоуном»
Фото: [ Евгения Новоженина / РИА Новости]
И шут, и Арлекин, и просто смех… Это все о нем – о Валерии Гаркалине, начинавшем творческий путь на сцене любительского театра в Щелкове. Он учился в школе № 16 и вечерами, когда другие мальчишки собирались во дворах, торопился в местный Дворец культуры по улице Парковой. Тогда Валерий не знал, что делает шаги в свою будущую профессию.
– Валерий Борисович, одноклассники жаловались, что вы ни разу после окончания не были в щелковской школе № 16. Хотя вечера встречи выпускников проводят регулярно. Думаю, многим было бы интересно на вас посмотреть. И не только одноклассникам.
– Я не любил школу. И нет у меня ностальгии по тем годам. Хотя были хорошие учителя. Самая любимая – учитель физики. Возможно, так случилось потому, что я учился в двух школах, поэтому одноклассники и педагоги менялись. Всегда трудно вживаться в новый коллектив. К тому же, мне всегда казалось, что школа подавляет мою свободу, превращает в нечто среднестатистическое – обязательные короткие стрижки, белые воротнички, октябрятский значок, пионерский галстук и так далее. Меня это раздражало, все нутро мое сопротивлялось.
– Глядя на вас, люди начинают улыбаться. Невольно вспоминается всенародно любимый фильм «Ширли-мырли»…
– Были и другие, не менее интересные, картины – «Катала», «Белые одежды», «Зона», «Любэ», «Бедная Саша», «Дом для богатых», «Ландыш серебристый»… Хотя одной из лучших своих работ считаю роль биолога Дежкина в телесериале «Белые одежды».
– Вы актер разноплановый. Но зрители все равно вспоминают вас по ролям озорным и веселым.
– Почти любую роль нужно делать через ощущение смешного. О серьезном ведь тоже можно говорить весело, как это делают наши эстрадные исполнители. Они вскрывают социальные язвы с помощью сильного оружия – смеха, хотя речь идет о серьезных вещах. Потому что говорить о проблемах серьезным языком – скучно.
– Наверное, вам следовало стать клоуном…
– Я и есть в некоторой степени клоун, грустный клоун, который любит смеяться. Этому же всегда учил своих учеников. Я преподаю в Российской академии театрального искусства, являюсь профессором. Учу своих студентов петь, танцевать, играть, и делаю это в своей системе координат, через свое мироощущение.
– Почему вы ушли из репертуарного театра в антрепризный?
– Антреприза прекрасна тем, что имеет ограниченные сроки жизни. Перестал зритель покупать билеты на спектакль – и все кончается. В репертуарном театре спектакли, давно потерявшие художественную значимость, идут годами.
– Ваша основная партнерша по антрепризе – удивительная актриса Татьяна Васильева. Почему режиссеры так любят ваш дуэт?
– Великий Феллини разделил мир на рыжих и белых клоунов. Заявляю с полным основанием, что Татьяна – рыжий клоун, а я имею честь быть при ней белым клоуном. Она великая актриса и великая клоунесса.
– Можно сказать о том, что у вас сегодня много работы в кино?
– Я каждое утро отмечаю, что звонков с предложениями становится меньше. Не меня разыскивают ассистенты режиссеров, а я спрашиваю домашних: мне никто не звонил? Это и есть правда.
– Вы как-то грустно об этом говорите, хотя обещали, что о серьезном – сквозь смех.
– Самое счастливое время было, когда мы жили в своем доме под Москвой. После окончания Гнесинского училища и работы в ансамбле «Люди и куклы» три года сидел без работы. Я купал дочку, стирал платья, кормил, рассказывал сказки, и мы много гуляли. Я раскрывал огромный мир природы, где каждая травинка, каждое дерево, пролетающий мимо шмель имели огромное значение. Потому что это было НАСТОЯЩЕЕ! Вот к этому настоящему я и стремлюсь в своей профессии.