Юрий Грымов: у Подмосковья есть уникальный шанс войти в историю
Фото: [Евгений Биятов / РИА Новости]
Весной 2017-го увидит свет экранизация пьесы Чехова «Три сестры» режиссера Юрия Грымова с Александром Балуевым и Максимом Сухановым в ролях. Снимают фильм в эти дни на даче близ Звенигорода, которую в качестве декораций для работы Грымову удалось заполучить после обращения в народ. В интервью «Подмосковье сегодня» режиссер посетовал, что Московская область редко попадает в кино, и сравнил русский шоу-бизнес с обслуживанием в номерах.
– Вы изначально планировали снимать картину в Орле, но по каким-то причинам вам не удалось найти общего языка с властями региона. В итоге на помощь пришли жители Подмосковья. Сложно сегодня получить разрешение на съемки?
– В России в целом и в Москве в частности сегодня очень проблемно снимать. Я работал в Европе и скажу честно: там гораздо легче в плане согласования на местных уровнях. К примеру, во Франции мы платили 200 евро, получали талон и снимали. Москва же – это, наверное, единственный прекрасный город, не приспособленный для кинематографистов. Пока ты со всеми договоришься, можно с ума сойти. Ставишь камеру, и сразу прибегают сотрудники полиции с вопросами из серии: «А что вы здесь снимаете, где разрешение?» Наверно поэтому наша столица и окрестности очень мало фиксируются в современном кино. Мне кажется, что у Подмосковья есть уникальный шанс исправить ситуацию и войти в историю. На самом деле это был бы прецедент. У вас же очень много интересных локаций для исторических фильмов. Властям нужно упростить процедуру съемок в таких местах. Возможно, даже создать сайт, где были бы представлены все живописные и исторические места, где можно работать. Кинематографисты знают далеко не все объекты, что расположены в области. Уверен, такой сайт будет пользоваться огромной популярностью. И обязательно нужно упростить процедуру вплоть до того, чтобы просто регистрироваться на сайте и выбирать локацию для съемок. Конечно же, за деньги, но, что немаловажно, адекватные. И без сопровождения полиции, потому что это тоже влетает в копеечку.
– Почему вы решились экранизировать всем известных «Трех сестер»? Есть у Чехова и другие пьесы. Да и уже столько раз ставили их в театре, снимали фильмы…
– Есть произведения, которые удивительны для меня уже тем, что они вошли в фольклор. «Му-му», «Три сестры», «Анна Каренина» – мне интересно понять, почему эти тексты так полюбили люди во всем мире. Когда я знакомлюсь с ними более подробно, на какие-то вопросы мне удается найти ответы. В частности, почему они вошли в кровь и плоть русского человека. И потом - мне интересно поговорить со зрителем через призму этих произведений под другим углом. Ни в коем случае не издеваясь над произведениями классиков, а находя в них созвучие с сегодняшним днем и моим мироощущением.
– Не боитесь критики за вольную трактовку Чехова? Ведь вы состарили героинь. Сегодня переделывать классиков стало вообще своего рода трендом. Но не всем это по душе приходится.
– В прекрасном четырехтомнике режиссера Анатолия Эфроса написано, что его тоже в свое время ругали за постановку пьесы «Три сестры». Он пишет, мол, ну кто эти люди, которые говорят, что это не Чехов?! А что вообще такое Антон Павлович?! И я отвечаю: Чехов – это любой человек, который рассказывает его историю. Сегодня экспертов по классикам «выше крыши». Но как бы отреагировал сам автор на ту или иную постановку - не знает никто. Это мнение одного частного человека. И так же я, как конкретная творческая единица, изобретаю проект и наполняю его своими мыслями. Так что пусть критикуют, такая у них работа.
– Непосвященным людям вы известны больше как клипмейкер. Откуда появилось желание снимать полный метр, да еще по классическим произведениям?
– Я уже давно перестал снимать клипы. Мне просто стало неинтересно. Российский шоу-бизнес исчез, наши музыканты поют в основном на корпоративах и днях рождения. Это не шоу-бизнес, а обслуживание в номерах. Им больше не нужно все то, чем я занимался в 90-е. И я плавно перешел в кино. На сегодня снял уже пять картин. Рад, что обращают на это внимание и критики, и зрители. Даже есть какие-то награды. Так что жаловаться не приходится.
– Почему не коммерческое кино?
– В стране по условной статистике в год снимают 50 - 70 картин. Из них хотя бы просто возвращают в бюджет потраченные деньги одна - две. О какой коммерции тут может идти речь? Я финансирую свои проекты сам. Мы подали на грант, может, по дороге поддержат. Но поймите, что сегодня снимать фильм с бюджетом в 10 миллионов долларов не на государственные деньги, а, к примеру, под залог своего имущества, у нас вряд ли кто-то будет. Я чего-то таких продюсеров не видел. Они же ничем за финансы не отвечают.
Я считаю, что нужно снимать фильмы, которые способны вернуть деньги. Говорю не только о качестве картин, но и их малобюджетности. В России сегодня почти нет международного проката. Согласно официальной статистике наши картины все меньше прокатываются за границей. Уже до нуля мы почти дошли. Поэтому рассчитывать на возврат денег можно только на небольших бюджетах.