Земфира для ВНЕклассного чтения: Подмосковный учитель знакомит школьников с современной поэзией
:format(webp)/aHR0cHM6Ly9zdG9yYWdlLjM2MC5ydS9hcnRpY2xlcy9pbWFnZS8yMDIxLzMvYzUvYjEvMTYxNzAyMjQ0MTYyNTIzMDU5MTU4LmpwZw.webp)
Фото: [Сергей Шахиджанян/ТАСС]
Земфира недавно презентовала свой новый альбом «Бордерлайн». Музыкальные критики уже разобрали его по косточкам: одни назвали тексты гениальными и подходящими для изучения в школе, другие нашли музыку примитивной и устаревшей. Между тем учитель русского языка и литературы из Раменского, член клуба «Педагог года Подмосковья» Татьяна Горнякова провела свой подробный анализ альбома артистки. Для талантливой преподавательницы внедрение современной поэзии в учебный процесс – не в новинку. Рассказываем, почему песни Земфиры – не для школьников.
ПЕВИЦА УЖЕ НЕ ТА
:format(webp)/aHR0cHM6Ly9zdG9yYWdlLjM2MC5ydS9hcnRpY2xlcy9pbWFnZS8yMDIxLzMvY2EvNDYvNDc0MjUxLmpwZw.webp)
Пожалуй, невозможно придумать лучшего способа обеспечить ажиотаж вокруг нового альбома, кроме как «замолчать» перед ним на восемь лет, как это сделала Земфира. Но певица, остро чувствуя конъюнктуру, выжидала не просто так и презентовала свой альбом, когда ждать уже не было сил.
– Нам всем очень хочется быть современниками большого поэта, которого можно поставить в один ряд если уж не с Пушкиным и Лермонтовым, то хотя бы с Евтушенко и Бродским, – считает Горнякова. – На мой взгляд, это не про Земфиру.
Учительница считает, что «Бордерлайн» меньше всего стоит оценивать с точки зрения поэзии. Причина – упрощение рифм, образов, тяготеющих к примитивизму. При этом, по мнению педагога, не стоит принимать тексты Земфиры за аллюзию к примитивистской поэзии Алексея Крученых или Велимира Хлебникова.
– Это уровень куплетов «Ласкового мая» («жить – пить – курить», «колец – конец»). Разве что это можно воспринять как своего рода игру со слушателем, который может подпевать, не зная слов, угадывая рифмованные окончания строк, – объясняет Татьяна Алексеевна.
ИГРА «В ХАЙП»
:format(webp)/aHR0cHM6Ly9zdG9yYWdlLjM2MC5ydS9hcnRpY2xlcy9pbWFnZS8yMDIxLzMvN2UvMDAvNDc0MjUyLmpwZw.webp)
Горнякова обратила внимание, что Земфира буквально в каждой песне хочет «вписаться в современную жизнь».
– Этого у нее раньше практически не было, – говорит Татьяна. – Она потому и была так любима, что всегда либо шла против толпы, либо стояла над ней. Теперь же это и сверхактуальные темы (трек «Абьюз»), и отсылки к популярным играм (песня «Остин»), и совсем неожиданная нецензурная лексика.
Горнякова даже предположила, что цитированием Виктора Цоя («дом стоит, свет горит») Земфира также решила «поймать хайп», ведь на носу анонсированные и в связи с этим обсуждаемые концерты группы «Кино».
– Мне всегда казалось, что Земфира – больше музыкант, инструменталист, нежели поэт, – говорит учитель. – Но если Земфира прежняя – это пусть не совсем про поэзию, но про искренние эмоции и чувства, то Земфира новая – это в первую очередь так называемая актуалочка, нечто старательно скомпонованное, составленное в рамках трендов.
ВОН ИЗ КЛАССА
:format(webp)/aHR0cHM6Ly9zdG9yYWdlLjM2MC5ydS9hcnRpY2xlcy9pbWFnZS8yMDIxLzMvYjkvYmQvNDc0MjUzLmpwZw.webp)
Педагог всячески ратует за присутствие современной литературы в школьной программе и даже периодически в качестве иллюстративного материала использует тексты (в том числе и тексты песен), которых не найти в учебнике.
Например, «Песню об обиженном времени» Высоцкого, по словам Горняковой, хорошо брать при изучении темы «Грамматическая основа предложения». А на текстах «Би-2» («Падает снег» или «Достучаться до небес») хорошо изучать пунктуацию при деепричастных оборотах.
– Особенно радует, когда получается «попасть» в музыкальные предпочтения учеников, это отлично способствует повышению мотивации к обучению, – считает педагог. – Разумеется, стоит помнить о том, что любой используемый материал должен нести культурную ценность, а не просто отвечать запросам молодежи, поэтому, к сожалению, тексты песен из нового альбома Земфиры на моих уроках вряд ли прозвучат.
Олег РОЖНОВ, председатель Комитета Мособлдумы по вопросам образования, культуры и туризма: – Связывать преподаваемые знания с современной тематикой, материалами, интересными молодому поколению, – эффективно. Отрадно, что в Подмосковье есть учителя, которые вносят разнообразие в образовательный процесс, делают его интересным для школьников. Именно такие педагоги, которые не стоят на месте, а постоянно пробуют новые формы, вносят большой вклад в развитие наших детей.