Жил-был художник один: химкинский театр «Наш дом» представил спектакль-застолье

Культура и спорт
Сергей Хакимов/Подмосковье Сегодня

Фото: [Сергей Хакимов/Подмосковье Сегодня]

Драматический театр «Наш дом» из Химок экспериментирует с форматами. На новый спектакль может попасть всего 21 зритель. Хотя правильнее сказать – гость. Вы будете сидеть за одним столом с актерами, есть и пить все, что лежит на белоснежной скатерти, а принимать вас будет художник Нико Пиросмани – главный герой «Миллиона роз» Аллы Пугачевой. Как это часто бывает, в жизни (и в спектакле) все оказалось намного прозаичнее, чем в песне.

ТРЕНИРУЕМ АКЦЕНТ

Первая премьера театра в новом году – спектакль «Пиросмани, или Праздник одиночества». Это история известного грузинского художника-примитивиста Нико Пиросмани. Он писал все, что видел: животных, железную дорогу, сбор винограда, застолья и своих друзей. К сожалению, Пиросмани умер в одиночестве в каморке под лестницей от голода и болезни. Зрителей спектакля приглашают на грузинское застолье и предлагают вспомнить, какой была жизнь художника-самоучки.

За 40 минут до спектакля режиссер-постановщик и исполнитель главной роли Владимир Красовский репетирует грузинский акцент.

– Я очень долго над ним работал. Акценты часто путают: есть грузинский, есть армянский, есть азербайджанский. Так вот грузинский идет именно из живота, из диафрагмы, – в этот момент Владимир голосом показывает разницу всех трех произношений. – Я помню, мы как-то уже играли на грузинском языке. Потом ко мне подошли грузины и начали разговаривать со мной на своем языке. А я им признаюсь – ничего, кроме «гамарджоба генацвале», не знаю! Они очень удивились, как я тогда мог говорить с таким акцентом.

ГОСТЕПРИИМНАЯ ХОЗЯЙКА

Красовский поставил спектакль по пьесе Вадима Корыстылева.

– Мне нравится, как она написана, мне нравится этот художник и его совершенно удивительная отдача – человеку не нужно ничего, кроме того, что он делает, – отмечает артист. – Впервые с этим произведением я познакомился в 17 лет. А в студенчестве я уже поставил по нему спектакль. Это было тоже в Химках – на углу Аптечной и Московской улиц в подвале, где сейчас находится магазин. Потом спектакль про Пиросмани я ставил в театре «Город» в Долгопрудном, так что это моя визитная карточка. И новый спектакль стал гораздо лучше.

Теперь это камерная экспериментальная история. У входа в зал вас приветствует Хозяйка и гостеприимно приглашает за стол, который стоит прямо на сцене. На белой скатерти – вино в кувшинах, лаваш, зелень, сыр. Скатерть тянется до середины зрительного зала. Кресла пустые, но так и задумано – режиссер задействовал все пространство, чтобы любая точка стала сценой.

– Мне было важно создать максимальное приближение зрителя к ситуации, – добавляет Красовский.

«У МЕНЯ – НОЖКИ»

К застолью постоянно присоединяются другие люди – друзья и знакомые Пиросмани. Звучит много философских мыслей, но есть место и юмору – например, когда из темноты вдруг появляются герои картин Пиросмани. Персонажи «Кутежа трех князей» очень недовольны, что художник нарисовал их сидящими за скудным столом. Герой картины «Рыбак» ругает автора за красную рубаху – она же спугнет рыбу! А главная безответная любовь художника – французская актриса Маргарита де Севр – недовольна нарисованными ногами:

– У меня – ножки! А ты натянул на них чулки. Они толстят! Теперь стою на двух полосатых тумбах!

Кстати, исполнительница роли Маргариты Ирина Шеламова даже в спектакле продолжает оставаться «картинкой» – стоит в той же позе, белом платье и с букетом цветов, как на картине Пиросмани.

А ВСЕ, НАДО БЫЛО РАНЬШЕ!

История о площади, заполненной алыми розами, есть и в спектакле. Но от сюжета песни Аллы Пугачевой она отличается.

– Во-первых, он (Пиросмани) купил не алые розы, а белые, – говорит Владимир Красовский. – С его точки зрения, алые розы означают предательство, а белые – любовь. Во-вторых, он никогда не продавал свои картины, потому что их никто не покупал. Он продал половину лавки. И цветов было не миллион, а меньше, но всю площадь он застелил розами. Стоял и ждал, когда она выйдет. Маргарита все это увидела, ей было приятно, но она решила его немного помучить. А он, как истинный грузин, мучиться не хотел. Он пошел с друзьями в кабак. Она прислала ему записку – мол, приходи! Пиросмани ответил, что не придет и надо было думать раньше! Все! Мне кажется, это даже красивее, чем то, что в песне. Это история о мужчине и женщине.

– В нашем спектакле Маргарита в какой-то момент даже оценила его как человека и как художника, но сам он уже перегорел, – делится Шеламова. – Он преподнес ей все, что у него было. Позвал ее, как художник: не словами, а розами. Сделал жест на века, но тогда она не оценила эту жертву.