Полыхающей свалкой в Съяново-1 в очередной раз занялись следователи
Фото: [Администрация Серпуховского района]
До пяти лет лишения свободы грозит руководству полигона ТБО «Съяново-1» за отравление 100 тысяч гектаров земель в Серпуховском районе. Свалка закрыта, но уже почти год она постоянно горит, и ликвидировать пожары пока что не представляется возможным, передает корреспондент «Подмосковье сегодня» Анна Пенкина.
КУДА ЖЕ БЕЗ ВОНИ
Полигон в деревне Съяново-1 был открыт в 1988 году по распоряжению тогдашнего горкома партии и без всякого согласования с профильными ведомствами. В середине двухтысячных хозяином предприятия стало серпуховское ООО «Первая гильдия».
Вот тогда-то и начались проблемы. Сначала жители окрестных поселений почувствовали запах. Ну, это дело обычное, свалка есть свалка, куда же без вони. Но потом встрепенулись лесники. Они стали замечать, что все живое, растущее рядом с полигоном, начало чахнуть. И в итоге вековые сосны и раскидистые дубы превратились в голые засохшие стволы.
– Дело в том, что тело полигона было обложено рвом, куда скапливался инфильтрат, образующийся от отходов, – поясняет руководитель пресс-службы администрации Серпуховского района Дмитрий Староверов. – По нормативам, эту жидкость нужно откачивать и вывозить. Эти работы не производились, поэтому ров переполнялся и весь яд затоплял окрестные леса.
Предприятие неоднократно штрафовали, а в 2013 году в отношении его руководителя Юрия Курченкова было возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 247 УК РФ («Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов, повлекшее ущерб для окружающей среды»). Следователи установили, что сумма этого ущерба превышает 147 миллионов рублей. Курченкова могли посадить на пять лет, но тогда суд обязал его выплатить всего лишь 300 тысяч рублей.
ЯДОВИТЫЙ ДЫМ
Самое же удивительное, что даже после приговора одиозный директор продолжил возглавлять полигон! Деньги от приема отходов продолжали течь дурно пахнущей рекой, а тут еще поступило известие, что расположенный в Чеховском районе полигон ТБО «Кулаковский» закроют, а его отходы перенаправят в «Съяново-1».
Тогда уж общественность начала чуть ли не бунты устраивать. К тому времени от свалки начало вонять так, что задыхаться начали и жители южных микрорайонов Серпухова. Причина вони – не столько гниющий мусор, но мусор горящий. Ядовитый дым ветром разносило на десятки километров от полигона.
В итоге скандальную свалку закрыли. Двадцать восьмого октября у «Первой гильдии» истек срок лицензии, и ее просто не продлили. Первого декабря она была ликвидирована официально. А на днях следственный отдел по городу Серпухов ГСУ СК России по Московской области возбудил новое уголовное дело по той же ч.2 ст. 247 УК РФ.
По данным следствия, в результате нарушения сотрудниками полигона правил обращения с опасными веществами и отходами произошел разлив отходов, относящихся к третьему классу опасности на общей площади более 100 тысяч квадратных метров.
– Размер ущерба, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды в результате ненадлежащей эксплуатации полигона, составил более 65 миллионов рублей, – сообщила старший помощник руководителя ГСУ СК РФ по Московской области по взаимодействию со СМИ Елена Фокина. – Негативное воздействие происходило в период с октября 2013-го по апрель 2017 года.
НУЖЕН САРКОФАГ
Но ведь уже 1 декабря 2016 года свалка была закрыта? Как пояснили в администрации Серпуховского района, ее продолжали эксплуатировать нелегально, тайно. Даже, несмотря на огонь, охвативший полигон, который до сих пор никак не могут потушить.
– Пламя находится в теле полигона, – поясняет начальник отдела муниципальных земель, экологии и контроля управления имущественных отношений администрации Серпуховского района Виктория Митрошина. – Там образовались карстовые провалы. Огонь водой не затушишь, можно только наложить на полигон саркофаг, чтобы прекратить доступ кислорода.
Сейчас эти работы идут полным ходом. Однако свалка представляет собой огромную гору высотой с десятиэтажный дом. Накрыть ее сразу нереально. По расчетам Митрошиной, полностью стабилизировать ситуацию удастся не раньше сентября. А пока ядовитый дым с парами цинка и формальдегидов отравляет жителей района.
Примечательно то, что по закону «Первая Гильдия» была обязана после закрытия полигон рекультивировать, в тариф на утилизацию ТБО был заложен соответствующий процент. Куда делись эти деньги – неизвестно, но Курченков отказался рекультивировать свалку, уповая на отсутствие средств. Но теперь он должен это сделать по решению суда, которое было вынесено незадолго до возбуждения уголовного дела. Будет ли оно им исполнено – покажет время.