Бизнес а-ля рюс: есть ли перспективы?

Экономика
Михаил Джапаридзе/ТАСС

Фото: [Михаил Джапаридзе/ТАСС]

Время, когда импорт был в моде, прошло. Но стал ли трендовым наш продукт, вобравший в себя «русский дух» и старинные традиции? Опыт областных предпринимателей, построивших бизнес на теме национальной культуры, показывает: скорее да, чем нет. Однако выпускать потребительские «бестселлеры» суждено не всем. Корреспондент «Подмосковье сегодня» выяснила, в каких случаях традиционный российский товар может завоевать признание покупателей и какую маркетинговую стратегию выбирают производители.

НАПИТОК С НАЦИОНАЛЬНЫМ ХАРАКТЕРОМ

Константин Чалабов/РИА Новости

Многие областные производители, отказавшиеся работать под диктовку Запада, делают ставку на проверенный продукт. К примеру, на квас. Один из самых известных производителей напитка в Подмосковье расположен в Лыткарине. Предприятие выпускает около 15 наименований продукции, в том числе концентраты для домашнего приготовления, а также готовые квас и сбитень. Генеральный директор компании Мария Скрипицына отмечает – сохранять интерес покупателя к напитку непросто. Транснациональные компании, производящие популярную во всем мире колу, приучили потребителей к «сладенькому», а квас, приготовленный по традиционному рецепту, имеет кисловатый привкус. У отечественных производителей два пути – делать продукт, в котором уровень сахара раз в 5 выше, чем в настоящем квасе, или искать альтернативу вредной для здоровья глюкозе. В подмосковной компании такой способ нашли.

– Мы производим квас с использованием экстракта стевии – травы, произрастающей в Крыму, в Краснодарском крае и т.д., – поясняет Скрипицына. – Это природный сахарозаменитель. Поэтому наш квас можно пить даже диабетикам. Кроме того, у нас живой напиток, мы его не пастеризуем. При этом срок годности продукта составляет всего 30 дней, но зато сохраняются все полезные бактерии.

Правда, в федеральных торговых сетях живой квас этой марки не встретить. Не все ритейлеры готовы предоставить под продукт, который хранится при низких температурах, «холодную» полку. Многим выгоднее забивать такие места другим пенным напитком. А еще с сетями непросто договориться относительно цены товара.

– Отпускная стоимость нашего живого кваса – около 30 рублей за литр, – поясняет гендиректор предприятия. – Если мы пойдем в торговые сети, то у нас наценка будет 1,5 рубля на бутылку. Мы могли бы сделать продукт под такую цену, но это будет уже другое качество. Поэтому такие заказы не берем.

Сейчас производитель находит своего покупателя через мелкие розничные сети и магазины разливных напитков.

ВАЛЕНКИ: ВЫШИТЫ ДА НОВЕНЬКИ

Светлана Холявчук/Интерпресс/ТАСС

Еще лет 10 назад валенки в большом городе считались архаизмом. А сегодня симпатичная пара такой обуви – почти must have. Предпринимательница из Воскресенска Ольга Бурова, продающая вышитые валенки ручной работы, уверена, что традиционный продукт, знакомый и понятный российскому человеку, всегда возвращается. Нужно лишь новое прочтение.

Заниматься валенками Ольга начала несколько лет назад, когда уволилась с работы. Увидела идею в одном модном журнале и решила попробовать. Сегодня в портфолио мастера – валенки под гжель, с цветочными принтами, эмблемами автомобильных марок, изображениями животных и даже танков. Мастер закупает готовые пары ручной валки, а потом, с помощью нитки и иголки, превращает их в модный аксессуар.

– Я работаю только под заказ, потому что пожелания покупателей очень сложно угадать, – рассказывает Ольга Бурова. – В один год, например, многие клиенты вдруг захотели мужские валенки с цветами. А в этом году поступило сразу несколько заказов на модели с изображением сокола.

Делать большие запасы товара на продажу не позволяет еще и трудоемкость процесса. Работа над одной парой может занять до недели. Отсюда и солидная цена на продукт – около 10 тыс. рублей. Но это будет эксклюзивный товар, отражающий вкусы и увлечения будущего владельца. Предпринимательница прекрасно понимает, штучный товар не принесет ей больших оборотов. Зато в кругу любителей российского бренда она хорошо известна, да и «сарафанное радио» работает в пользу мастера. Крупные компании заказывают валенки от воскресенского мастера на корпоративные сувениры. Простые жители области – на подарки близким.

УНИВЕРСАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ

Виктор Драчев/ТАСС

Кто-то концентрирует внимание и силы на одном российском бренде, а кто-то предпочитает собирать воедино весь импортозамещающий потенциал. Так поступил, например, предприниматель Константин Мухин из Красногорска. Полтора года назад он открыл интернет-универсам русских товаров. Ассортимент магазина довольно большой – от сковородок до деревянных игрушек.

– Интерес к российскому бренду растет, – отмечает предприниматель. – Но в связи с неоднозначной экономической ситуацией не так быстро, как хотелось бы. Многих привлекает и достойное качество товара, и цена. Российский продукт обычно стоит процентов на 25 дешевле, чем импортные аналоги.

Самая популярная позиция универсама – павловопосадские платки. А еще хорошим спросом пользуется чугунная посуда, сделанная отечественными производителями по советским ГОСТам.