Бизнес-детки: подростки-предприниматели из Подмосковья рассказали, как заработали свои первые деньги

Экономика

Сегодня интернет открывает перед подростками широкие возможности не только в общении, но и в реализации собственных бизнес-идей. Изготовление лизунов, мыла, игрушек – лишь малая часть популярных направлений, где дети с юных лет начинают зарабатывать первые деньги. Мы поговорили с подростками-предпринимателями из Подмосковья и узнали, как они начали свое дело и поддержали ли их родители.

ТЯГУЧАЯ ПРИБЫЛЬ

Маше Смирновой из Раменского 11 лет. В прошлом году она, как и многие «продвинутые» ребята в интернете, решила делать слаймы (игрушка из вязкого желеобразного материала. – Прим. ред.). Сначала для себя. Девочке очень нравился сам процесс: смешивать клей с красителями, загустителем и другими ингредиентами. Обо всем она рассказывала в социальных сетях и набрала первую группу «поклонников», которые готовы были приобрести Машины творения за символическую сумму. Увлечение дочери даже заинтересовало маму девочки Лидию Смирнову.

– Мне понравилось, что дочь с раннего возраста начинает понимать, как заработать деньги, что свое дело – это не просто, что мало делать классные слаймы, важно еще придумать, как и кому их продать, – рассказала Лидия.

Сейчас у Маши более двух тысяч подписчиков в Инстаграме. К ведению личного блога подключилась и мама. Вместе они рассказывают об ошибках, которые допускают новички при изготовлении слаймов, и записывают разные видео. Мать и дочь сознаются: прибыль пока небольшая, поэтому о регистрации ИП они еще не думали. При этом Маша уже учится и бухгалтерии: прилежно записывает все доходы и расходы в блокноте.

220 руб. – средняя цена одного слайма

ПОЛМИЛЛИОНА «ИНВЕСТОРОВ»

В 16 лет Илья успел раскрутить свой канал под названием SuperBurger на видеохостинге YouTube, по его же словам, так, что теперь может «вовсе не искать в будущем работу». В основном темами его обзоров становятся жизненные лайфхаки: как вкусно и быстро перекусить или что делать, если тебя укусил клещ. Сейчас на его канале почти 500 тыс. подписчиков, а некоторые видео набирают миллионы просмотров.

Свой проект Илья запустил три года назад. Как вспоминает молодой человек, за это время были и сложности, особенно в начале, и победы.

– На старте канала было довольно сложно заставлять себя регулярно снимать ролики. Да еще и делать их интересными для зрителей. Но теперь это вошло в привычку. На данный момент все хорошо. Канал довольно раскручен и привлекает внимание рекламодателей. Доход такой, что можно не работать, – рассказал Илья, не раскрывая цифр прибыли.

Как говорит молодой человек, его родители рады, что он не сидит без дела, но в подготовке роликов не помогают. Он все делает сам.

СВЯЗАЛА ПЕРВЫЙ ДОХОД

Даша Голованова из Воскресенска в течение пары месяцев научилась вязать милые игрушки. У 12-летней рукодельницы поделки получились настолько аккуратными и оригинальными, что сразу привлекли внимание подруг и одноклассников. Тогда девочка решила, почему бы ей не попробовать их продавать. Задумкой Даша поделилась с родителями, которые поддержали ее первый бизнес-план. А мама стала активно помогать в выборе цвета материала и распределении доходов. Но ИП Даша с мамой не стали открывать.

– Для дочери сейчас важен сам процесс, а не заработок. Все доходы уходят на закупку новых ниток, – рассказывает мама Даши Ольга. – Это хороший опыт, который многому может научить. Но, надеюсь, в будущем дочка сделает ставку на спорт и учебу.

800 –1200 руб. стоит вязаная игрушка

Кто еще

Дима из Чехова тоже юный предприниматель, он делает оригинальное мыло и бомбочки для ванны ручной работы.

Три предприимчивые подружки из Жуковского, о которых «Подмосковье сегодня» уже писало. Им всего по 10–11 лет, но они уже мастерят поделки и пишут портреты на заказ.

Мнение эксперта

Максим Саликов, юрист:

– По закону для несовершеннолетних детей есть ограничения на ведение бизнеса. До 14 лет самостоятельно подросток не может вести свое дело. Только с родителями. С 14 до 18 лет бизнесом можно заниматься с согласия законного представителя. Но по факту большинство предпринимателей ведут бизнес в интернете без постановки на учет в налоговой. Чем подвергают себя рискам: привлечению к административной ответственности или доначислению налогов.