Бизнес на радость

Экономика

Еще чуть больше десяти лет назад идея о возрождении мануфактур и производстве продуктов, которыми пользовались в старину, могла показаться авантюрой. Но подмосковным предпринимателям удалось сделать это настоящим трендом. В их числе мануфактура «Душистыя радости», организовавшая производство мыла, парфюмерии, ватных елочных игрушек по старинной технологии. Благодаря безграничному энтузиазму владельцев и поддержке Мининвеста в скором времени об этом аутентичном бренде могут узнать не только в России, но и за границей.

АРОМАТНАЯ ИДЕЯ

На возрождение мыловаренного ремесла дизайнеров Наталью Бакушину и Марину Волкову вдохновил пример фабрики «Коломенская пастила». Именно ее основательницы предложили Наталье и Марине попробовать варить мыло по старинным рецептам.

– После этого мы пошли в Российскую государственную библиотеку и начали изучать материал, – рассказывает Наталья Бакушина. – Оказалось, что руководств по мыловарению сохранилось немало, а использовавшиеся тогда натуральные ингредиенты можно найти и сегодня.

ПРИВЕРЖЕННОСТЬ ТРАДИЦИЯМ

Первые образцы изготавливали буквально на кухне. Технологию немного модернизировали, но главное осталось неизменным – ручное изготовление, натуральные ингредиенты и оформление по всем мануфактурным канонам. На свет стали появляться душистые продукты с интригующими названиями «Капризъ» или, например, «Лила Флёри», отдушенные эфирными маслами.

– На организацию производства и торговой лавки деньги удалось найти. Но все это делалось ради того, чтобы открыть музей истории мыловарения и парфюмерии России, на который средств не хватило, – вспоминает Наталья. – Поэтому очень кстати оказалась помощь Московского областного фонда микрофинансирования, где нам удалось взять кредит под льготные проценты – 2 млн руб. Музей «Душистыя радости» расположился в том месте, где в позапрошлом веке были Красные торговые ряды с купеческими лавками.

НОВЫЕ ЦЕЛИ

– Впоследствии мы также пользовались субсидиями на частичную компенсацию затрат на сырье и аренду от областного Мининвеста, в общей сумме – более 1 млн руб., – отмечает Наталья Бакушина. – Они нам тоже очень помогли.

Любовь к своему делу и своевременная поддержка региона сделали свое дело – сегодня на мануфактуре производят не только мыло, но и подарочные коробки, елочные игрушки, вышитые брошки. Новинки предприятия – масляные духи по старинным рецептам и нижнее белье в стиле XIX века, вышитое шелковыми нитями. Несмотря на специфичность продукции, спрос на нее огромный, особенно в период праздников.

– Сейчас мы задумались выходить на международный рынок. В этом вопросе подмосковное правительство нас тоже поддерживает, – отмечают предпринимательницы.

Наталья Егорова, министр инвестиций и инноваций Московской области:

– Московская область сегодня занимает 3-е место в России по количеству МСП – на сегодняшний день данный показатель, по сравнению с 2018 годом, вырос до 1120 тыс. человек, и 4-е место по темпам прироста МСП. За прошлый год малым и средним предпринимательством Московской области уплачено 205 млрд руб. налогов, что составляет около 25% от общей суммы налогов. Это позволяет расширять возможности Московской области в сфере благоустройства городов, строительства новых школ, детских садов и дорог, показателей, являющихся индикатором качества жизни каждого жителя Подмосковья.