Бывшую хлопкопрядильную фабрику в Реутове превратят в творческое пространство

Экономика
muzeumartreut.ru

Фото: [muzeumartreut.ru]

Когда-то это было крупнейшее градообразующее предприятие. Сегодня здание реутовской хлопкопрядильной фабрики, закрывшейся более 10 лет назад, сдается под склады, офисы и производственные цеха. Но у площадки есть все шансы переродиться: муниципальные власти решили превратить ее в арт-пространство по образу и подобию дизайн-завода «Флакон» в Москве. Выясняем, что из этого получится и есть ли потребность в таких креативных зонах в Подмосковье.

МЕСТА ХВАТИТ ВСЕМ

Исторический облик здания, построенного еще в 19 веке, планируют сохранить. При этом саму фабрику ждет масштабная реставрация, которая позволит создать полноценное арт-пространство. Здесь помимо производственных помещений расположатся магазины, рестораны, зоны для творчества и развлечений. Места хватит всем, ведь фабрика имеет огромную площадь – почти 90 тыс. кв. м.

Идея родилась в рамках совместного проекта администраций Реутова и Балашихи «Долина Пехорки». Он был представлен на конкурсе «Территории роста», инициированном губернатором Московской области Андреем Воробьевым.

Власти муниципалитетов планируют объединить усилия по организации комфортной городской среды для жителей и предпринимателей, в частности повысить эффективность использования бывших промышленных объектов. Реутовская мануфактура – один из важных пунктов этой программы.

Факт! Инвестиции в организацию арт-фабрики в Реутове могут составить 640 млн руб.

МАСТЕРСКАЯ В ПРИОРИТЕТЕ

Разработку концепции арт-фабрики доверили компании Flacon-X, представляющей креативный кластер «Флакон» в регионах. В промышленной площадке команда увидела огромный потенциал.

– Мы понимаем, что здесь можно создать хороший общественно-деловой центр, – рассказал нашему корреспонденту генеральный директор Flacon-X Ян Ярмощук. – С приятным видом, выходом на пруд, интересной прогулочной зоной. В то же время часть территории прекрасно подойдет для организации продакшн-центра, где разместятся небольшие предприятия, так называемые light industrial.

Важное условие – никаких вредных производств. Вместо этого откроются всевозможные мастерские, мануфактуры, швейные цеха, выпускающие продукцию с высокой добавленной стоимостью. Площадка будет особенно интересна компаниям, которые хотят иметь свободный доступ к московскому рынку, но не «тянут» аренду в столице.

По планам, на реализацию проекта уйдет пять лет, за это время собственник здания вложит в организацию арт-фабрики более 640 млн руб. Ожидается, что объем привлеченных инвестиций значительно превысит эту цифру.

– Уверен, фабрика станет точкой роста экономики и местом притяжения для реутовчан, – отметил глава Реутова Станислав Каторов.

Датой основания Реутовской мануфактуры принято считать 1843 год. Уже в течение первого десятилетия работы фабрика обрела широкую известность, ее продукция неоднократно удостаивалась наград международных выставок. После революции 1917 года мануфактура одной из первых в стране была национализирована. В 1990-е производственные мощности сильно сократились. Тем не менее вплоть до своего закрытия в 2007 году предприятие работало стабильно, выпуская 250–300 т хлопчатобумажной и смесовой пряжи в месяц.

ТЯГА К КРЕАТИВУ

Жители города вряд ли останутся равнодушными к площадке. Ведь здесь помимо всего прочего можно будет просто гулять и наслаждаться креативным пространством. Для этого территорию фабрики планируют объединить с располагающимся рядом парком «Фабричный пруд».

– Сейчас со стороны пруда можно наблюдать забор и глухие стены: впоследствии все это будет убираться, – говорит Ян Ярмощук. – Горожане смогут свободно перемещаться по территории фабрики. Основная идея, которую нам удалось донести до собственника, заключается в том, что пространство нужно организовать как часть города.

Реутовская арт-площадка будет не единственной в регионе. Так, в Балашихе собираются воплотить в жизнь аналогичный проект. По словам главы городского округа Сергея Юрова, концепция уже разработана. На территории местной хлопкопрядильной фабрики планируется организовать культурно-досуговый центр, творческий кластер с мастерскими и коворкингами. Вполне возможно, таких проектов в регионе будет немало.

– Я бы не сказал, что подобные площадки сейчас необходимы во всех городах области: аудитории, которая будет пользоваться такой инфраструктурой, может не хватить, – считает Ян Ярмощук. – Тем не менее мы видим, что арт-пространства становятся более востребованными. Этот тренд продолжит развиваться.

Кстати! В феврале этого года губернатор Московской области Андрей Воробьев заявил о необходимости увеличить приток инвестиций путем поощрения муниципалитетов, имеющих лучшие концепции развития. Проработкой вопроса занялось Министерство экономики и финансов. Свои идеи по привлечению инвесторов районы и городские округа представили на новом конкурсе «Территории роста».

Михаил Ан, министр экономики и финансов Московской области:

– Перед нами стоит задача ускорить рост экономики и обеспечить устойчивое развитие территорий через создание центров экономического притяжения с четким вектором развития, комфортной средой для жизни и ведения бизнеса в Подмосковье. Нужно сохранить и преумножить благосостояние – как региона в целом, так и каждого конкретного муниципалитета.