Чистой воды «надувательство»: как в МО производят новогодние украшения по запатентованной технологии
Фото: [Павел Попов / Подмосковье сегодня]
У творческой мастерской «Стиль Студия», расположенной в Химках, началась горячая пора. На предприятии создают стеклянные елочные украшения ручной работы, аналогов которым в мире нет. А в преддверии праздников увеличивается не только спрос на праздничную продукцию, но и число желающих ближе познакомиться с уникальным производством – для них в мастерской проводят экскурсии. Несмотря на жесткий цейтнот, специалисты предприятия нашли время, чтобы принять корреспондента «Подмосковье неделя» Екатерину Никитину. Показали, как рождается новогоднее украшение и позволили даже примерить на себя роль стеклодува.
НОВЫЙ ГОД КРУГЛЫЙ ГОД
Мастерскую основали две предприимчивые женщины, большую часть жизни проработавшие руководителями на производствах елочных игрушек, – Раиса Васильева и Татьяна Цините. Однако у их детища есть большое отличие от типичных фабрик, где продукт штампуется один за другим. Украшения здесь создаются по авторской технологии. Процесс настолько увлекателен, что в компании решили проводить экскурсии для детей и взрослых. Поэтому от стандартного предприятия мастерская отличается не только особым способом производства, но и необычным рабочим пространством.
Исполнительный директор Сергей Григорьев предлагает провести небольшую экскурсию и для нас. Сначала мы попадаем в просторное помещение, оформленное в стиле сказки «12 месяцев». Только что здесь проводилась лекция об истории новогодней игрушки. В зале – бесчисленное количество елок, некоторые «растут» даже с потолка. 12 из них, украшенные игрушками собственного производства, расположились на импровизированной сцене. В центре горит искусственный костер, а вместо обычных сидений в зрительном зале – разукрашенные березовые пни. Помещение выглядит так круглый год, правда, спрос на экскурсии есть лишь в новогодний период.
УКРОЩЕНИЕ СТЕКЛА
Елку «Январь» нарядили серебристыми украшениями в виде многослойных колокольчиков. Игрушки на елках отличаются от тех, что продаются в магазинах – необычная форма, лаконичный дизайн. При этом каждая из них абсолютно уникальна.
– Это только кажется, что они похожи друг на друга, – поясняет наш экскурсовод. – Если вы приглядитесь, то не найдете ни одной повторяющейся игрушки: где-то шар больше, где-то меньше, где-то загиб на бутоне повыше, где-то пониже. Каждое украшение, которое вы видите перед собой, делается вручную. То есть это штучное изделие.
Продукт не только эксклюзивный, но и инновационный. Технологию производства изобрела основательница компании Раиса Васильева. Методом выдувания из лабораторного стекла здесь изготавливают не только шары и цельные игрушки, но и открытые фигуры вроде колокольчика.
– Эта технология запатентована, имеется авторское свидетельство, – подчеркивает исполнительный директор. – Многие в мире пытаются повторить. К нам приезжали, например, немцы, китайцы. Ни у кого не получается делать такие же украшения. Здесь нужно знать очень много нюансов и жестко соблюдать последовательность действий.
Отправляемся туда, где необычные игрушки появляются на свет. В мастерской работают два стеклодува. Орудие труда специалистов – газовые горелки, специальные заготовки – стеклодроты и формочки для изготовления изделий. Их работа напоминает настоящее фаер-шоу.
– Сначала стеклодрот разогревается при помощи огня и становится эластичным, – поясняет наш собеседник. – В этот момент заготовке можно придать желаемую форму. Выдувается не абсолютный шар, а некое подобие груши. Это делается в несколько приемов. После этого стекло закладывается в форму и получается «юбка» колокольчика. Дальше мастер еще раз нагревает низ груши и легким ударом разрушает его – вот и весь секрет. На участок снова направляется огненная струя – фигура раскрывается, как цветочный бутон. В конце по краям колокольчика с помощью металлического крючка создается изящный загиб. На создание стеклянной фигурки у мастеров ушло не более 5 минут. На первый взгляд – ничего сложного.
– Хотите попробовать? – спрашивает меня стеклодув по имени Елена.
Я соглашаюсь. Специалист нагревает дрот и дает мне. Направляю в хрупкую трубочку всю мощь своих легких.
– Передули, шар получился слишком большим, – улыбается мастер.
Пробуем еще, на этот раз шарик затвердевает еще на стадии «зародыша». Вот так буквально пара секунд может превратить потенциальное произведение искусства в обычный брак, если не знать всех тонкостей производства.
МУЗА ПРИШЛА
Выдувание стеклянных фигур – это лишь небольшая часть процесса. После того как заготовка остывает, ее помещают в вакуумную металлизационную установку. Здесь под действием высоких температур и давления на нее наносится зеркальное покрытие.
Затем изделие окрашивают. Сергей дает мне в руки пульверизатор, через несколько «пшиков» серебристый шарик покрывается малиновой нитроэмалью. Правда, меня смущают непонятные разводы на игрушке.
– Пойдемте дальше, все равно у вас не получится, – ставит крест на моей карьере красильщика Сергей Григорьев.
Исполнительный директор предприятия признается – найти хорошие кадры для работы на производстве непросто. Специальность очень узкая, но требует настоящего мастерства, как у ювелиров. Поэтому работа, выполненная химкинскими специалистами, особенно ценна. Да и сама игрушка не может стоить 50 рублей, как пластиковые аналоги.
В отдельном помещении специалисты занимаются декором украшений. Дополняют изделия кокетливыми бантиками, блестками, фигурками животных, собирают из нескольких элементов композиции и т.д. Форму и дизайн игрушек придумывает руководство, а мастера уже воплощают идеи в жизнь. По словам Сергея Григорьева, предприятие производит порядка 25 наименований продукции: многослойные бутоны под названием «Фрейлина», композицию из ромбовидных фигур «Цезарь», «Рог изобилия с изображением символа года», всевозможные шишки, шарики и т.д.
– Названия иногда выходят спонтанно, – присоединяется к нашему разговору оформитель по имени Елена. – Например, раньше мы рисовали морозные узоры на прозрачном стекле. Потом решили делать их цветными, а название сложили из первых букв слов «морозный» и «узор» – получилась «Муза».
На предприятии не делают акцент на ярких рисунках, сказочных сюжетах и других привычных новогодних мотивах. Игрушка, созданная по особой технологии, самодостаточна и в большинстве случаев требует лишь минимального декора. Многие дизайнерские компании уже оценили уникальный стиль мастерской, поэтому часто заказывают украшения для оформления помещений банков, бизнес-центров, ресторанов и т.д.
ИСКУССТВО ИЛИ БИЗНЕС?
Приобрести изделия химкинской компании можно прямо на территории производства. Здесь работает небольшой магазин. А вот с торговыми сетями производитель работать перестал. Хотя елочные украшения на полках супермаркетов не задерживались, но закупочная цена со стороны ритейлеров была минимальной, что для мастерской совсем невыгодно.
Экскурсии, которыми предприятие занимается уже более 6 лет, тоже приносят прибыль. Каждые полчаса на предприятие заходят новые группы. В коридоре сталкиваемся с оравой веселых младшеклассников. Ребята что-то увлеченно обсуждают, смеются. Руководитель группы просит их взять бумагу, карандаш и поделиться своими впечатлениями. «Я хочу здесь работать», – усердно выводят на листке некоторые из ребят. Кто знает, может, из них получатся талантливые стеклодувы.
Единственное, что сейчас сдерживает развитие производства – это сезонность. Крупные заказы, большие продажи, нескончаемые потоки экскурсантов – все это бывает в общей сложности три месяца в году. К тому же это ручное производство, что изначально не сулит сверхприбылей. Но отказываться от производства авторских игрушек на предприятии не собираются. Может быть, вопреки всем законам коммерции, это и помогает всегда оставаться на плаву?
– Искусство промышленникам не интересно. Им нужен вал, массовость, сниженная себестоимость, – рассказывает Сергей Григорьев. – Мы перед собой такие задачи не ставим, поэтому можем делать такие уникальные игрушки.
Татьяна ЦИНИТЕ, соучредитель мастерской «Стиль Студия»:
– Мы с Раисой Николаевной занимаемся елочными украшениями с советских времен. Долгое время работали в Латвии, на производстве, действовавшем на базе стекольного завода. Знаете, как было раньше? Большие цеха, там стояли автоматы, которые за час выпускают 1000 игрушек. Хрущев был у власти – все тоннами производили игрушечные фрукты и овощи. Потом Гагарин полетел в космос – на елках появились стеклянные космонавты. Сказки Пушкина и детские темы были актуальны в любое время. А вот игрушка, изготовленная вручную, – всегда большая редкость. Раиса Николаевна придумала открытую форму колокольчика. Это был прорыв. Когда Советский Союз распался, на этой идее мы организовали свое частное предприятие. Поначалу оно находилось там же, в Прибалтике. Сырье мы поставляли из России, готовую продукцию тоже отправляли сюда. В итоге решили перебраться на родину.