Цвет настроения – розовый: как жительницы Подмосковья попадаются на уловки маркетологов
«Налог на розовое» – условное название маркетингового хода, цель которого заключается в том, чтобы женщины платили больше. Порой самые обычные товары позиционируются как женские и поэтому стоят дороже. Наш корреспондент выяснил, насколько распространено это явление в регионе и что об этом говорят эксперты.
ИМИДЖ – ВСЕ
Женщины намного больше, чем мужчины, беспокоятся о своем имидже и готовы за это платить, уверен генеральный директор коммуникационного агентства Synergy Digital, директор по маркетингу университета «Синергия» Дмитрий Юрков. В частности, это проявляется в подборе и обновлении гардероба, включая одежду, обувь и аксессуары.
– Женщина готова за футболку, аналогичную мужской, заплатить на 15–30% больше, – говорит Юрков. – Поэтому цены на одну и ту же позицию в магазине могут отличаться на десятки процентов.
Расчет продавца прост: если покупатель готов заплатить больше, почему бы не поднять цену. Кроме того, женская аудитория более падка на бренд. Если любимая марка одежды или косметики вдруг поднимет цену на 10–20%, большинство клиенток продолжат приобретать товар, в то время как мужчины в поисках более дешевого аналога предпочтут конкурирующую компанию.
Валерия Гулимова, вице-президент Торгово-промышленной палаты Московской области:
– Мы живем в обществе, где уровень жизни населения растет, и люди готовы платить за эстетику, удобство и качество. Речь уже не идет только о женских товарах. Так, наблюдается повышение цены и на другую нишевую продукцию: мужскую косметику, халяль и т.д. Это невозможно остановить. Только законы рынка со временем смогут отрегулировать ситуацию, когда сами потребители перестанут платить за «дополнительные удовольствия», включенные в цену товара.
ЭМОЦИИ РЕШАЮТ
Трудно отрицать очевидное: для многих женщин шопинг – это способ поднять настроение, достичь душевного равновесия и гармонии.
– Мы, женщины, склонны к совершению импульсивных покупок, – говорит председатель комитета по женскому предпринимательству московского областного отделения «Опора России» Любовь Геращенко. – Если что-то действительно понравилось, берем и не смотрим на цену.
Немалую долю рынка сегодня занимает «унисекс», и этот сегмент растет. Однако даже у самой непритязательной покупательницы остается слабое место – дети.
– Допустим, есть три детских велосипеда: розовый, белый и синий. Розовый всегда дороже, он пользуется наибольшим спросом, – объясняет Дмитрий Юрков. – Примерно 80% девочек выберут именно розовый велосипед, и родители им, скорее всего, уступят. Продавец не хочет упускать выгоду и ставит более высокую цену.
Ульяна Хамзина, представитель Ассоциации психологов Подмосковья:
– Женщины с низкой самооценкой готовы на любые траты, чтобы вернуть себе ощущение «я классная», ведь в детстве нас не учат, как быть классной просто так. У мужчин самооценка гораздо меньше связана с внешним видом. Если вы не хотите платить «налог на розовое», вам нужно осознать, что ваша ценность как личности никак не связана с тем, что на вас надето. Собираясь в магазин, определите заранее, что именно вы хотите приобрести и почему.
НЕ ОБМАН, НО ХИТРОСТЬ
По подсчетам американских экспертов, «женские» товары стоят, в среднем, на 7% больше, чем «мужские». Из-за этого среднестатистическая американка переплачивает порядка 1,5 тыс. долл. в год. В России подобные исследования пока не проводились.
– Мы знаем о таком явлении, как «налог на розовое», но это не глобальное нарушение прав потребителей, – говорит председатель Объединения потребителей России, член Межведомственного совета по вопросам защиты прав потребителей в Московской области Алексей Корягин. – Есть десятки других способов введения потребителей в заблуждение. Опыт подсказывает, что у нас всегда можно выбрать товар по оптимальной цене, если не гнаться за рекламой, а сравнивать качество различных производителей.
Не стоит думать, что маркетологи «имеют зуб» именно на женщин. На рынке достаточно товаров «для настоящих мужчин» и «для детей». Йогурты, снеки, бутилированная питьевая вода не могут иметь возрастных или половых ограничений для потребителя, однако порой преподносятся как эксклюзивный продукт только для определенной группы. Цель в данном случае только одна – повысить цену.
Покупателям любого пола следует быть внимательными и в хорошем смысле слова расчетливыми, изучать состав и характеристики приобретаемого товара.
Ольга Богатикова, заместитель руководителя управления Роспотребнадзора по Московской области:
– Согласно законодательству РФ цены на непродовольственные товары не подлежат государственному регулированию. Маркетинговое деление гендерно нейтральных товаров при одинаковых потребительских свойствах производится в целях создания конкурентного рынка – при условии соблюдения требований закона. Реализация товаров, одинаковых по составу и конструктивным особенностям, но различных по цвету и оформлению, возможна в рамках ценового диапазона.
ПРИМЕРЫ «НАЛОГА НА РОЗОВОЕ»
Футболка в известном спортивном интернет-магазине:
мужская – от 250 руб.,
женская – от 300 руб.
Бритва популярного бренда в интернет-магазине крупного ретейлера:
«Для мужчины» с тремя сменными кассетами – 280 руб.,
«Для женщины» с двумя сменными лезвиями и расческой в подарок – 340 руб.
Стрижка в подмосковной сети парикмахерских:
мужская – от 330 руб., укладка феном бесплатно
женская – от 380 руб., укладка феном от 150 руб.