Дело ваше: как открыть бизнес под готовым брендом

Экономика

Один из возможных вариантов для начинающих предпринимателей – приобрести франшизу, то есть права на использование товарной марки, и работать по уже готовой схеме. В преимуществах этого вида бизнеса разбирался корреспондент «Подмосковье сегодня».

ФАСТФУД ИЛИ ХИМЧИСТКА?

Крупные бренды активно развивают свои сети не только в мегаполисах: на улицах небольших городов все чаще можно увидеть вывески с названиями известных ресторанов и магазинов. Речь идет о продаже франшизы: владельцы передают право пользования тем или иным брендом на определенных условиях.

– В Подмосковье франчайзинг активно развивается, – говорит руководитель каталога Franshiza.ru Анна Рождественская. – Сказывается близость к Москве и то, что многие франшизы не продаются в столице, так как владельцы бизнеса предпочитают открывать там собственные точки.

Особенно отчетливо тенденция, связанная с продажей франшизы, прослеживается в сфере услуг и общественного питания.

– Услуги для населения и бизнеса – самый быстрорастущий сегмент, – отмечает Анна Рождественская. – Это детские образовательные центры, медицинские компании, турагентства, химчистки – в общем, все, что связано с обслуживанием. Также драйвером является сфера фастфуда: бургерные, пекарни, небольшие кофейни и заведения формата «кофе на вынос», службы доставки.

КТО СТАНОВИТСЯ ФРАНЧАЙЗИ

Стоимость франшизы стартует от 50 тыс. руб. Такой подход к организации своего дела популярен среди начинающих бизнесменов, которым надоело работать наемными сотрудниками. Однако чем дешевле стоит франшиза, тем тщательнее нужно ее выбирать. Желающих обмануть малоопытных предпринимателей хватает. Особенно велико количество псевдо­франшиз в сегментах с низкими инвестициями. Их владельцы потом никак не вкладываются в развитие проекта.

Право использования чужого бренда также часто покупают представители малого бизнеса, которым не удается удержать на плаву свое дело.

– В последнее время увеличилось число запросов на покупку франшизы от собственников помещений, – рассказала Анна Рождественская. – Многие люди столкнулись с тем, что арендаторы съехали. Чтобы помещение не простаивало, ему начинают искать применение.

Если франчайзинг с низкими инвестициями – это сфера интереса начинающих, то в проектах с вложениями от 5 млн руб. обычно участвуют опытные профессионалы рынка, которые решили перейти на новый уровень.

ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР

Елена Зимина из Подольска несколько лет назад приобрела франшизу у турфирмы, однако была вынуждена продать бизнес, так как он не приносил ожидаемых доходов:

– Нужно делать выбор в пользу раскрученных брендов. Я купила франшизу у не очень известной компании, которая работает в основном с направлениями внутри страны. Когда открыли Турцию, интерес клиентов резко снизился.

Елена считает, что, перед тем как становиться франчайзи, необходимо какое-то время побыть наемным работником – разобраться в тонкостях бизнеса. Предпринимательница планирует вновь приобрести туристическую франшизу, но теперь выбирать ее будет более тщательно.

– Франшиза – хороший вариант для тех, кто раньше не занимался бизнесом и не работал руководителем, – считает совладелец лабораторного отделения «Гемотест» в Шатуре Максим Шилов. – Вход в такой бизнес относительно недорогой. Управленческие алгоритмы прописаны, финансовые потоки прозрачны.

СЕТИ НАСТУПАЮТ

Александр Веселов открыл свой продуктовый магазин в Лотошине в начале 2000-х. Три года назад объемы выручки начали снижаться: открывшиеся вокруг сетевые точки переманили часть клиентов.

– Я давно хотел сделать магазин самообслуживания, но не знал, с чего начать, – говорит Веселов. – Однажды к нам приехал представитель Metro Cash&Carry и предложил участие во франчайзинговом проекте «Фасоль».

В феврале прошлого года Александр заключил договор о сотрудничестве. Обновленный магазин, в который было вложено около 3 млн руб., начал работу в июле. Открытие задержалось из-за проволочек с выдачей кредита.

– Тогда я обратился в центр микрофинансирования Московской области, – рассказывает собеседник. – Буквально за месяц мне оформили кредит на 2 млн руб. под 11,6%. После чего удалось при участии франчайзера приобрести новое оборудование и завершить ремонт.

Metro Cash&Carry инвестировала в проект более 300 тыс. руб. Компания не требует от своего франчайзи ни отчислений, ни денег за «покупку» бренда. Главные условия – закупка у торговой сети товара на сумму от 200 тыс. руб. в месяц и участие в промоакциях. Большим плюсом для розничной точки является возможность реализовывать продукцию местных производителей. Так, в магазине Александра продается лотошинский хлеб, фермерское разливное молоко.

Владимир Посаженников, министр потребительского рынка и услуг Московской области:

– Франчайзинговые схемы открытия новых предприятий выгодны для малого и среднего бизнеса. За счет узнаваемости бренда и отработанных схем складывается большая экономия на старте. Держатель франшизы строго контролирует каждого подопечного, одновременно помогает ему, курирует, начиная от выбора места под торговый объект и заканчивая последующей синхронизацией процесса.

СПРАВКА

Франшиза – это договор об использовании бренда между его владельцем (франчайзером) и предпринимателем (франчайзи) на оговоренных условиях.