Готовь палатку: сколько стоит заняться активным туризмом в Подмосковье

Экономика
Алексей Мальгавко/РИА новости

Фото: [Алексей Мальгавко/РИА новости]

Рюкзак, удобная обувь и немного денег – вот необходимый минимум для того, чтобы отправиться в поход. В регионе этот вид туризма очень распространен: разработано около 300 интереснейших маршрутов, а стоимость услуг остается приемлемой. Большой популярностью, в частности, пользуются сплавы на байдарках и надувных рафтах. Как туристические клубы борются за клиентов и какие услуги предлагают, разбирался наш корреспондент.

ПО СЛЕДАМ СУСАНИНА

Поход: 2–2,5 тыс. руб. на человека (два дня)

Гремячий ключ и Камкинская каменоломня – это не диковины дальних краев, а популярные среди пеших туристов достопримечательности Подмосковья. Выбор интересных троп в регионе велик, а фирмы, которые организуют подобный отдых, сражаются за клиента как могут.

– Учитывая большую конкуренцию, мы в этом году снизили цены на стандартные программы на 10%, – рассказывает директор «Клуба Переход» Любовь Журавлева.

Всего в регионе более 100 таких организаций. Цены очень приемлемые: за 2 тыс. руб. можно отправиться в поход на два дня, в эту сумму входят аренда палатки, питание и сопровождение инструктора.

– Проживание в самом дешевом санатории обойдется в 5–6 тыс. руб. в сутки на человека, – говорит сотрудник туристического клуба «Кулик» Василий Иванов. – Далеко не все могут себе позволить потратить такую сумму за выходные.

Именно небольшая стоимость, по мнению экспертов, сделала пеший туризм в регионе таким востребованным. Конечно, отдых, о котором идет речь, не относится к сегменту «лакшери»: жить в палатке по душе не каждому, а для того чтобы пройти пешком 20 км, нужна физическая подготовка. Впрочем, организаторы расширяют перечень своих услуг.

– К примеру, можно взять в поход личного повара – это обойдется в среднем в 150 тыс. руб., – отмечает Любовь Журавлева. – Для большой группы из 20 человек услуга будет стоить около 7,5 тыс. руб. на персону.

Клубы проявляют изобретательность, разрабатывая маршруты. Например, можно отправиться в однодневную экскурсию по местам боев близ Дмитрова, произошедших зимой 1941 года, или пойти по следам Ивана Сусанина. Один из самых популярных туров – «прогулка» по границе Московской и Владимирской областей. Есть и предложения для экстремалов – выживание в лесу. Организаторы обещают: под руководством опытного инструктора вы научитесь ориентироваться в незнакомой местности, добывать и очищать воду, разводить огонь без спичек и правильно вести себя при встрече с дикими животными.

– Также очень востребованы семейные походы, и тут особенно популярны северо-восток, восток и северо-запад Подмосковья, – рассказывает Василий Иванов. – К слову, у нас работают два инструктора с педагогическим образованием.

АЛЬТЕРНАТИВА АЛТАЮ

Сплав на байдарках: 4–5 тыс. руб. на человека (два дня)

Самый распространенный вид дикого туризма в Подмосковье – сплав на байдарках. В Московской области есть для этого все условия – в границах протекает около 400 рек длиной более 10 км, а хорошо развитая транспортная сеть делает подъезды к ним удобными.

В этом году, по словам представителей рынка, спрос на такие путешествия в Подмосковье увеличился в три раза по сравнению с прошлым годом. Стоимость подобного отдыха дороже, чем обычных походов, – 4–5 тыс. руб. с человека за два дня. В цену, помимо стандартных услуг, входит аренда лодки и трансфер до места сплава.

– Такие туры чаще всего выбирают москвичи, – говорит Василий Иванов. – Хотя в последнее время к ним все чаще присоединяются жители Подмосковья. А вот иностранцы бывают крайне редко. Проблема в том, что им обычно не предлагают такой вид отдыха, и они не знают о его возможностях.

Специалисты уверены: чтобы привлечь к путешествиям по воде гостей из-за рубежа, необходим комплексный подход, начиная от обучения английскому языку сотрудников турфирм и заканчивая включением сплавов на байдарках в туристические программы. Пока же клубы нацелены продвигать это направление в основном среди наших соотечественников.

– У туристов появился интерес к рафтингу (спуск по горным рекам и искусственным гребным каналам на надувных судах. – Прим. ред.), – отмечает Любовь Журавлева. – В этом году огромное количество желающих поплавать на рафтах в Подмосковье.

По словам Журавлевой, реки Московской области не совсем подходят для этого спорта, но не все наши туристы настолько подготовлены, чтобы заняться полноценным рафтингом. Направлению предрекают бурное развитие в ближайшие 2–3 года.

УКРЕПИМ ДУХ

Тимбилдинг на природе: около 4 тыс. руб. на человека

Сплотить коллектив и снять напряжение после тяжелой рабочей недели – вот призвание любого корпоративного мероприятия. Все чаще местом для такого времяпрепровождения становится не ресторан, а природа.

– Тимбилдинг – это мероприятия, которые призваны сплотить коллектив, – поясняет Любовь Журавлева. – Руководство организует для своих сотрудников и сплавы по рекам, и походы, и квесты. Как правило, все проходит в игровой форме.

Есть и другие популярные форматы для тимбилдинга на природе. В Подмосковье несколько десятков загородных клубов, каждый из которых готов предложить свою уникальную программу. Это могут быть спортивные эстафеты, кулинарный поединок на свежем воздухе или страйк-сафари – игра-соревнование на квадроциклах. Цена на такие услуги составляет в среднем 4–5 тыс. руб. на человека. В стоимость входит фуршет и услуги ведущего.

Оксана КОСАРЕВА, министр культуры Московской области:

– В Подмосковье действуют около 300 туристических маршрутов. В прошлом году экспертами были одобрены 27 новых – их отличают оригинальность замысла, насыщенность объектами, удобство сервиса. Например, Дмитровский район предложил паломническую экскурсию «Камень веры. В гости к Владыке Серафиму», культурно-познавательную экскурсию «Обратно в СССР» и приключенческий туристский маршрут «Близкое знакомство».

ЗАЦИКЛИВАТЬСЯ НЕ СТОИТ

Собраться в поход – целая наука. И если палатку, лодку и кухонную утварь предоставляют организаторы, то с выбором одежды у начинающих туристов возникают вопросы. Впрочем, приверженцам дикого отдыха в Подмосковье можно не переживать: практически все маршруты считаются несложными.

– Говорить о какой-то серьезной экипировке неуместно – на этом не стоит зацикливаться, – считает сотрудник турклуба «Кулик» Василий Иванов. – Как правило, в путь отправляются в кроссовках или любых других удобных ботинках. Главное, чтобы обувь была не новой. В качестве одежды подойдут самые обычные спортивные штаны, майка и ветровка.

Василий Иванов, сотрудник туристического клуба «Кулик»:

– Организовывать походы на один день коммерчески невыгодно. Как правило, самые популярные маршруты рассчитаны на 2–3 дня.

Сколько стоит собраться в поход

Экипировка (8 тыс. руб): рюкзак, две футболки, спортивные штаны, кроссовки, ветровка, толстовка, две пары носков, дождевик.

Личные вещи (2 тыс. руб.): нож, зажигалка, фонарик, репеллент, солнцезащитный крем, аптечка.

Дополнительно (6,5 тыс. руб.): двухместная палатка, спальник, горелка, газовый баллон и кастрюля.

Итого: около 16,5 тыс. руб.

КСТАТИ

По данным аналитического агентства «ТурСтат», Подмосковье входит в топ-5 самых популярных у иностранных туристов регионов России. Ежегодно Московскую область посещают 230 тыс. гостей из-за рубежа.

В ТЕМУ

Подмосковье с 5 по 10 июля стало центром притяжения для экстремалов со всей страны: в Воскресенском районе проходил чемпионат России по спортивному туризму на пешеходных дистанциях. В турнире приняли участие 170 спортсменов из 24 регионов.