Их вдохновляет сталь: как необычные сувениры из Одинцово покорили рынок

Экономика
Павел Попов/Подмосковье сегодня

Фото: [Павел Попов/Подмосковье сегодня]

Современного потребителя сложно удивить, однако одному из одинцовских предприятий, где специализируются на металлообработке, это удается. Так, вместо обычных часов здесь предлагают уменьшенную модель Эйфелевой башни, а вместо простого мангала – коптильню в виде корабля. Сувениры пользуются спросом по всей России, их заказывают крупнейшие компании. Воплощать в жизнь смелые идеи помогает целый арсенал высокотехнологичного оборудования, часть которого куплена с помощью субсидий от областного Мининвеста.

ЧЕРНЕЕТ ПАРУС

– Шашлычки здесь жарите? – шутливо спрашиваю у руководителя компании «Тиарелла» Дмитрия Литвина при виде мангала, который на первый взгляд совсем даже не мангал, а изящная металлическая ладья. Черная, с парусами и веслами, как будто сошедшая со страниц книги с былиной о Садко, она встречает гостей у дверей в офис. Понять, что это мангал, можно только присмотревшись.

– Нет, просто красиво, выставили в качестве образца, – поясняет глава предприятия.

Красиво не только снаружи, но и внутри. На многочисленных полках в кабинете руководителя расставлены самые разнообразные изделия. Флюгеры с силуэтами бременских музыкантов, грациозной кошки и аиста, кормящего птенцов. Цветные вешалки и ключницы в виде сказочных замков и фей. Настенные и напольные часы, подставки под цветы, визитницы, металлические фигурки для украшения интерьера… И ведь это только часть внушительной «экспозиции». Чтобы она увидела свет, Дмитрию пришлось справляться сразу с двумя ролями – руководителя предприятия и дизайнера.

И ХУДОЖНИК, И ТЕХНАРЬ

– Образование у меня непрофильное: я инженер по холодильным установкам и юрист, правда, с детства хорошо рисую, – рассказывает собеседник. – Начинали мы в 2013 году, интерьерные предметы и сувениры из металла тогда мало кто предлагал, привлекла возможность занять свободную нишу. Фишкой стали собственные технологии производства, отличающие нас от остальных.

Пока обычные заводы металлических изделий налаживают серийный выпуск, на одинцовском предприятии комбинируют различные процессы, чтобы создавать уникальные вещи. Например, компания – одна из немногих, кто выполняет печать по металлу в Московском регионе.

По словам Дмитрия Литвина, сталь – очень сложный материал, одно неверное действие может вывести из строя дорогостоящее оборудование. Но у предпринимателя-инженера проблем не возникает: УФ-принтер (ультрафиолетовый. – Прим. ред.), который он настроил под себя, работает с полной загрузкой, выпуская самую разнообразную продукцию, начиная от цветных сувениров и заканчивая мультяшными елочными игрушками из металла.

Дмитрий Литвин не только проектирует необычные изделия из металла, но и может изготовить производственное оборудование на заказ. Цены намного ниже по сравнению с импортными аналогами. К примеру, вытяжка для очищения воздуха от продуктов сгорания обойдется примерно в четыре раза дешевле.

КРЮЧОК НА ВЕКА

Поддерживать стабильный спрос помогают несколько вещей. Во-первых, ассортимент – найдутся изделия на любые случаи жизни. Во-вторых, цены: от 100 руб. за товар. Все благодаря собственному, полностью укомплектованному оборудованием производству. А еще покупателей «цепляет» оригинальное исполнение: с легкой руки Дмитрия привычный предмет может обрести неожиданную форму.

– Наши изделия отличает долговечность, – отмечает Дмитрий. – Повесил такой крючок на стену (показывает на симпатичную вещицу в виде феи), и он прослужит целый век. Кто-то ухудшает качество, чтобы потребителям приходилось возвращаться за новой покупкой, но это не наш метод.

Сейчас у предприятия горячая пора. На носу Новый год, объем заказов увеличился в два раза – до 5 тыс. единиц продукции в месяц. Основной выпуск приходится на корпоративные сувениры.

– Больше всего сейчас востребованы интерьерные часы, и это понятно: уже начинается обратный отсчет времени до праздника, – говорит глава производства. – Подобные сувениры у нас заказывают самые разные компании: РЖД, «Консультант Плюс», Kaspersky, подмосковный тепличный комплекс «Агрокультура Групп» и пр.

СТАНОК-ЮВЕЛИР

Чтобы показать, как рождаются изделия, Дмитрий открывает специальную программу и начинает создавать эскиз. Для простоты примера – циферблат часов. Круг нарисован, параметры заданы. Электронный файл отправляется на флешку: его нужно загрузить в компьютер лазерного станка с ЧПУ (числовым программным управлением). Отправляемся в цех, где располагается машина. По пути предприниматель объясняет тонкости.

– После создания эскиза готовим технологические карты, на которые ориентируются наши работники, – рассказывает он. – Требуется полное описание того, как будет изготавливаться изделие – с чертежами, указанием размеров деталей, всевозможными файлами для управления станком. Само производство, как правило, начинается с лазерной резки.

И вот на станок кладут стальной лист необходимой толщины. После загрузки эскиза в программу машины Дмитрий выбирает режим резки и запускает процесс. Высокоточный лазер начинает «колдовать» над куском металла, его движения выверены, как у ювелира. Через несколько минут силуэт циферблата готов.

Факт! Найти сотрудников, которые умеют обращаться с такими машинами, как станок с числовым программным управлением или УФ-принтер, довольно сложно. Поэтому одинцовскому предприятию приходится набирать людей без опыта и обучать их. На освоение основных навыков уходит месяц.

– Кромка на месте разреза чрезвычайно ровная, без дефектов, поэтому дальнейшая обработка не понадобится, – поясняет руководитель предприятия.

Лазерный станок приобретен с помощью субсидий от областного Мининвеста. Компания не раз участвовала в программах поддержки малого и среднего бизнеса. Например, в прошлом году на модернизацию ей выделили более 6 млн руб. От этого выиграл и конечный потребитель.

– Раньше нам приходилось делать лазерную резку на аутсорсинге (заказывать у партнеров. – Прим. ред.), – поясняет предприниматель. – Сейчас такой необходимости нет. Это позволило снизить стоимость продукции примерно на 20%.

ВКЛАД В ЭКОЛОГИЮ

В распоряжении компании – 15 высокотехнологичных машин, предназначенных для самых разных целей. Часть из них Дмитрий спроектировал сам, чтобы сэкономить: импортные аналоги стоят в разы дороже. Так произошло с вытяжкой, которая позволяет рабочим в цехе свободно дышать.

– Когда лазерный станок режет металл, образуются продукты сгорания, от них нужно избавляться, – рассказывает собеседник. – Вытяжка, внутри которой расположены специальные фильтры, «забирает» все плохое и выпускает наружу уже чистый воздух. Это наш небольшой вклад в борьбу за экологию.

Чтобы превратить металлические заготовки в красивые изделия, нужно проделать немало манипуляций. После резки деталь попадает на линию порошковой окраски, которую Дмитрий также спроектировал лично. Уникальность оборудования в том, что оно работает на дизеле, и предприятию не приходится тратить большие деньги на оплату счетов за электричество.

Кстати! Компания «Тиарелла» дарит свою продукцию центрам для людей, попавших в сложную жизненную ситуацию, церквям и храмам.

ИНТЕРЬЕРНЫЙ РАЙ

– Сначала мы наносим порошковое напыление, после этого отправляем изделие в камеру полимеризации, где краска запекается при температуре 200 градусов, – отмечает предприниматель. – На это нужно примерно 40 минут. После того как изделие остынет, приступаем к УФ-печати.

Широкоформатный принтер, в программу которого также можно загрузить любой рисунок, способен «нарисовать» циферблат часов за минуту. Последним штрихом станет нанесение порошкового напыления с лаком. На одно изделие уходит примерно три дня.

Нередко на предприятие обращаются со срочными заказами. Например, за два дня нужно изготовить 5 тыс. экземпляров визитниц для корпоративных подарков. Если жесткий цейтнот не позволит обеспечить должное качество продукции, клиенту откажут. Имидж добросовестной компании дороже.

После знакомства с производственными цехами отправляемся на склад готовой продукции. Вот он – рай для интерьерных «гурманов». Помещение до потолка завалено коробками со всевозможными коллажами для кухни, подставками под горячее, газетницами, держателями для кашпо и т.д. В глаза сразу бросаются напольные часы в виде Эйфелевой башни. Уменьшенная копия символа Франции высотой примерно с подростка. В обычной квартире для такого предмета место вряд ли найдется, а вот в офисе туристического агентства или языковой школы будет в самый раз.

Оборудование позволяет компании экспериментировать и работать с самыми причудливыми формами.

– Делаем столы с ножками в виде драконов, дровницы, напоминающие ажурную тележку, мангалы в виде паровозов, – отмечает Дмитрий Литвин.

Одними только предметами интерьера предприниматель ограничиваться не собирается. В ближайшее время он планирует запустить новое направление – производство оборудования для утилизации пищевых отходов:

– Это будет линейка, ориентированная на рестораны и кафе, в частности измельчители. Уверен, что продукция будет очень востребована.

Вадим Хромов, министр инвестиций и инноваций Московской области:

– Для нас очень важна обратная связь от предпринимательского сообщества. Именно благодаря ей мы актуализируем существующие меры поддержки и вводим новые. У нас уже действует большое количество разных программ: субсидии, льготные займы, налоговые льготы, помощь экспортерам. Создаются промышленные площадки, проходят образовательные мероприятия, создана крупнейшая в России сеть коворкингов.