Импортные органические продукты могут исчезнуть с прилавков
Фото: [Артем Геодакян/ТАСС]
На днях появилась информация, что здоровая пища зарубежного производства может исчезнуть с прилавков с начала следующего года. 1 января 2020 г. вступает в силу закон об органической продукции, по которому называть органическими можно будет только товары, прошедшие российскую систему сертификации. Как перемены в законодательстве отразятся на подмосковных ритейлерах, фермерах и покупателях, выяснял наш корреспондент.
БЕСПОКОЙСТВО РИТЕЙЛЕРОВ
– Российский ритейл столкнется с проблемой невозможности реализации органических товаров с международной сертификацией ввиду отсутствия у них российского органического сертификата, – говорит руководитель отдела качества, устойчивого развития и экологии компании «Гиперглобус» Полина Мурашкина.
Эксперт считает, что непризнание европейских сертификатов может привести к тому, что рынок «просядет».
– На наш взгляд, следует ввести переходный период, на время которого международные сертификаты будут разрешены к использованию на территории России, – добавляет Мурашкина. –Мы, как пионеры от ритейла в этом вопросе, считаем такой подход наиболее выгодным для всех сторон.
В «Ашан Ритейл Россия» также признают, что обеспокоены ситуацией.
– При вступлении в силу закона об органической продукции мы постараемся совместно с производителями найти пути решения данного вопроса, чтобы предлагать нашим покупателям продукцию этой категории, – говорят в пресс-службе компании.
НЕТ ПРЯМОГО ЗАПРЕТА
Порядка 80% органической продукции на полках российских магазинов имеют сертификаты других стран и маркируются как «био» или «эко». Такие данные приводит исполнительный директор Национального органического союза Олег Мироненко. Он, однако, считает, что причин для паники нет.
– В законе нет такого понятия, как запрет на продажу импортных органических продуктов, – говорит Олег Мироненко.
Вопрос состоит в том, можно ли использовать слово «органический» при переводе этикеток и написании ценников.
– Согласно положению Таможенного союза о маркировке переводить эти слова вовсе не обязательно, – продолжает Мироненко.
Ритейлер не может размещать продукты с зарубежными сертификатами на той же полке или писать на их ценниках слово «органический», чтобы не вводить покупателей в заблуждение. Слова «био», «эко» или «organic» (латиницей), по сути, закон не нарушат.
СВОИМ НА ПОЛЬЗУ?
– Данный закон призван заложить правовые основы устойчивого развития органического сельского хозяйства, – говорит председатель Комитета Мособлдумы по вопросам аграрной политики и потребительского рынка Сергей Керселян. – В России много пустующих земель, которые не подвергались воздействию химизированных вредных веществ, и их освоение позволит нашей стране стать одним из лидеров по объемам производства и экспорта органических товаров на мировой рынок.
Подмосковные производители уже подают заявки на получение российского сертификата.
– Ранее мы проходили европейскую сертификацию, теперь будем получать российский знак, – рассказывает коммерческий директор экологического хозяйства «Спартак» в Шатуре Леонид Златопольский. – В период прохождения проверки инспекторы могут регулярно приезжать в хозяйство, оставлять свои замечания.
Экоферма «Рябинки» из Шаховской уже пять лет имеет немецкий биосертификат. В компании приняли решение получить российский «зеленый листок», но и от европейского пока не отказываться, чтобы повысить доверие клиентов.
По словам Олега Мироненко, небольшое фермерское хозяйство, у которого все в порядке с документами, может получить отечественный сертификат в течение двух месяцев с момента подачи заявки. Процедуру уже прошли в том числе несколько иностранных компаний, работающих на российском рынке.
Сергей КЕРСЕЛЯН, председатель Комитета Мособлдумы по вопросам аграрной политики и потребительского рынка:
– Новый порядок должен пойти на пользу подмосковным производителям органической продукции, а также обеспечить дополнительные рабочие места. Мособлдума обязательно рассмотрит необходимые меры поддержки производителей органики в Московской области.