Как пандемия произвела революцию в онлайн-торговле и почему будущее за «жесткими дискаунтерами»
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyMS8yL2UxL2U1LzE2MTI0NTAwODE3NDkyNTIxNTYyOC5qcGc.webp)
Фото: [Kampus Production/pexels.com]
Пандемия перетряхнула практически все отрасли экономики. Поведение потребителя изменилось, и на это пришлось быстро реагировать ритейлу. В частности, стала бурно развиваться онлайн-торговля. По данным аналитиков компании Nielsen, еще весной 2020 года доля онлайн-продаж на российском рынке товаров повседневного спроса выросла с 1,8 до 4%.
НА 10 ЛЕТ ВПЕРЕД
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyMS8yL2RkLzYzLzQ2NDY3OC5qcGc.webp)
Еще пару лет назад семьи со средним достатком только изредка позволяли себе заказать на дом пиццу или суши или какие-либо товары. Стоимость курьера всегда была ощутима. Пандемия коренным образом изменила эту ситуацию. Ритейлу пришлось решать ключевую задачу – превратить онлайн-заказы в массовый продукт, в котором стоимость доставки практически не видна по сравнению с ценами в обычном магазине.
Как подчеркнула вице-президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) Московской области Валерия Гулимова, изменения в отрасли принесли позитив: компаниям пришлось учиться оперативно осваивать новый рынок онлайн-продаж – выстраивать взаимоотношения с маркетплейсами, агрегаторами, компаниями-доставщиками, привлекать и обучать персонал.
– Тем компаниям, которые начали протаптывать дорожку на онлайн-рынок еще до пандемии, пришлось заметно легче. У них на руках уже имелся необходимый инструментарий, который нужно было только доработать в изменившихся условиях. В целом же сфера торговли из-за коронавируса насильно была продвинута сразу на 10 лет вперед. Но в итоге выиграли все – потребитель получил новый сервис, а удачливые предприниматели сумели сохранить, а то и нарастить долю своих клиентов, – говорит Гулимова.
ПОНЕСЛИ ПОТЕРИ
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyMS8yL2Y2LzJlLzQ2NDY3OS5qcGc.webp)
Структура торговой сферы в Московской области неоднородна: широко представлены сетевые компании ритейла, а также значительную долю занимает малый и микробизнес. Во многих населенных пунктах небольшие продуктовые магазины еще долго никто не заменит. Но во время эпидемии коронавируса крупняки и малыши оказались в совершенно разных условиях. Если крупные компании предпочитали заниматься трансформацией своего бизнеса, то малые предприниматели зачастую попали в очередную кризисную волну.
Как отмечает гендиректор Люберецкой ТПП Николай Кантович, сетевые компании получили однозначное преимущество во время распространения ковида. В продуктовом сегменте они заняли ключевые позиции уже давно, фактически лоббируя и подстраивая законодательную базу под свои интересы. Например, чего стоит норматив, что ни один нестационарный торговый объект не может располагаться ближе 250 метров от крупного продуктового или универсального магазина.
ЖЕСТКИЙ ФОРМАТ
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyMS8yL2ZiLzk5LzQ2NDY4MC5qcGc.webp)
Как отмечает Николай Кантович, средний чек покупки в продуктовом сегменте однозначно уменьшился. Люди экономят, покупают более дешевые товары. Поэтому торговые компании формируют сети так называемых «жестких дискаунтеров» с ограниченным продуктовым набором, с отказом от «изысков» – скоропортящихся товаров: овощей, фруктов, мясо-молочной продукции, дорогостоящего собственного производства.
В частности, один из крупнейших ритейлеров до конца 2021 года планирует открыть порядка 50 таких дискаунтеров. Сейчас проект находится в пилотной стадии – компания ищет удачную модель, которая будет нравиться клиентам. Но планируется, что начиная с 2022 года сеть будет очень быстро масштабироваться по всей стране.
Впрочем, отмечают эксперты, формат «жестких дискаунтеров» совсем не нов для Московской области. Если подумать, то каждый сельский магазин – это настоящий жесткий формат, где нет ничего лишнего. Там все уже давно подстроено под потребности и возможности клиентов.
– Эти тенденции (развитие онлайн-торговли и сетей дискаунтеров. – Прим. ред.) сохранят свою динамику, - говорит заместитель председателя Коитета Мособлдумы по экономике, предпринимательству и инвестиционной политике Владимир Жук. - Нельзя говорить о том, что какая-то из них будет в приоритете. Да, пандемия подтолкнула к росту онлайн-торговлю, но она продолжит развитие как часть общего тренда цифровизации. Вместе с тем пандемия ударила по карману, снизила покупательную способность, поэтому не исключаю, что к концу года на 2–4 процента покажут рост магазины-дискаунтеры.
КСТАТИ
С 2021 года в Московской области бизнесмены могут получить частичную компенсацию затрат, связанных с оплатой услуг торговых площадок в сети интернет. На эти цели из областного бюджета выделено более 45 млн руб. Возместить можно до 50% расходов на комиссию маркетплейсов. Компенсации подлежат затраты текущего года. Максимальный размер субсидии – 500 тыс. руб.