Как семейное предприятие возрождает традиции молочной кухни в Шатуре
Фото: [Кирилл Искольдский/Подмосковье сегодня]
Молочная кухня – воспоминание из советского детства или современная реальность? Компания «Сварог» сегодня реализует такой проект в городском округе Шатура. Благодаря муниципальному контракту и регулярному участию в выставках, проходящих при поддержке властей, бизнес успешно развивается. Наши корреспонденты отправились в Шатуру выяснять подробности.
ДЛЯ ДЕТЕЙ И СПОРТСМЕНОВ
К расположенному на окраине Шатуры зданию из красного кирпича с разных сторон почти бесконечным потоком идут люди. В основном это родители с детьми и молодые женщины. Внутри располагается молочная кухня, при ней – небольшой магазин. Беременные женщины и родители малышей могут получить полезные продукты бесплатно по направлению врача. Много здесь и простых покупателей. С трудом выждав пару свободных от посетителей мгновений, успеваем переговорить с продавщицей.
– Раньше часто приходили пенсионеры, – рассказывает Валентина Туркова. – В последнее время вижу много спортсменов, тут же рядом стадион. Они любят покупать творог.
В этот момент в помещение магазина заходят две молодые мамы с детьми.
– Ходим сюда минимум два раза в неделю, – делятся они. – Берем продукты по направлению врача, что-то докупаем.
Интересный факт! Фирма «Сварог» спонсирует любительскую футбольную команду города Шатуры.
ТОЛЬКО ВЫСШИЙ СОРТ
Шатурская молочная кухня уже пятый год находится в аренде у компании «Сварог». Семейный бизнес существует с 2004 года. Дело основал отец нынешнего директора компании Семена Янина. Проект зародился в деревне Давыдово Орехово-Зуевского района (сейчас – городской округ Ликино-Дулево). Началось все с производства кефира и творога.
– Наша компания специализируется на продукции для детей раннего возраста, – поясняет Семен. – Поэтому предъявляются повышенные требования: только высший сорт молока, пастеризация при определенной температуре и т.д. Также постоянно ведется контроль со стороны Роспотребнадзора. Проверку у нас могут провести в любой день.
В 2014 году компания существенно расширилась, взяв в аренду еще одну площадку в Шатуре. Тогда же был заключен муниципальный контракт.
– Глава округа Андрей Давыдович Келлер в нас поверил, отдал нам эту молочную кухню, дал время присмотреться, подумать, что мы можем предложить, – говорит Семен Янин.
Получив возможность увеличения производственных мощностей, компания существенно расширила ассортимент, появились продукты для взрослых. Например, йогурты с фруктами, творожные массы, десерты. Линейка для малышей при этом продолжает выпускаться. Половина продукции реализуется через молочную кухню как муниципальный заказ, половина продается.
Сегодня площадки компании работают в Шатуре и Ликино-Дулеве. В бизнесе, помимо членов семьи, занято 50 местных жителей.
Андрей Келлер, глава городского округа Шатура:
– Мы долго искали, кто может быть нашим партнером, и несколько лет назад нам повезло: представители компании «Сварог» пришли к нам сами и предложили свои услуги, связанные с переработкой молока. Мы регулярно контролируем качество продукции по той причине, что они выполняют муниципальный заказ. Таким образом, предприниматели зарабатывают деньги, а мы получаем хорошую, качественную продукцию для нашего подрастающего поколения и для будущих мам.
ВАННА С РАЗМАХОМ
– Здесь у нас стоит анализатор молока, мы проверяем каждую поступающую партию, – Семен показывает нам оборудование производственного цеха. – А тут – ванны для длительной пастеризации.
Свежую партию молока привозят на предприятие каждый день. В специальной емкости, похожей на гигантскую ванну, жидкость взвешивают и берут образец на проверку. Если все в порядке, молоко отправляется по шлангам в перерабатывающий цех.
Предприятие в Шатуре ежедневно производит по 200 кг молока, творога и кефира. Общий объем переработки на двух площадках «Сварога» – около 2 т в сутки. Сырье закупают в основном у племзавода в Раменском районе, также налажено сотрудничество с компаниями в городских округах Шатура и Ликино-Дулево. Найти добросовестных бизнес-партнеров удалось путем проб и ошибок – это задача не из легких.
– Почти каждый день нам звонят и предлагают купить пальмовое масло, – возмущается Семен. – Меня это удивляет, ведь они знают, что мы делаем питание для детей от восьми месяцев. Говорят: «Ну и что?»
Глава компании «Сварог» Семен Янин большую часть жизни прожил в Москве, где получил два высших образования. Однако с началом работы в сфере молочного производства пришлось пережить небольшую профессиональную трансформацию – обучиться на мастера-сыродела в профильном институте в Угличе.
КОТЯТА ПРОТИВ СОЛНЫШЕК
Готовая продукция упаковывается в пластмассовые «ванночки» и стаканчики с крышкой. С упаковок смотрит доброжелательное солнце с разноцветными лучами. В ближайшее время компанию ждет ребрендинг, и на товаре появится изображение котят.
Продукция поставляется в магазины «Тарелочка» городского округа Ликино-Дулево и супермаркеты «Азбука вкуса». Сеть премиум-класса реализует товар в другой упаковке и по более высокой цене. Сейчас ведутся переговоры с ретейлерами эконом-класса.
– Срок хранения всей нашей продукции – пять суток, – поясняет Семен. – Многим магазинам такое не подходит из-за вопросов с логистикой.
ОТ КУХНИ К ФЕРМЕ
В этом году компания закупила две газели с рефрижератором, чтобы развозить молоко, кефир и творог по торговым точкам и пунктам выдачи. За новые автомобили компания планирует получить компенсацию от Министерства инвестиций и инноваций региона по договорам лизинга оборудования. Участвовать в конкурсе бизнесменов уговорили представители местной администрации, они же помогли подготовить документы.
Кроме того, в ближайшее время Семен Янин собирается зарегистрировать крестьянско-фермерское хозяйство и претендовать на грант как начинающий фермер. Компания приобрела небольшой участок земли в Ликино-Дулеве, в планах – завести овец.
– Интересно было бы начать делать сыр из овечьего молока, – говорит бизнесмен.
Помимо молока, кефира и творога компания «Сварог» производит сыры и планирует сделать ставку на это направление. Сегодня предприятие выпускает только мягкие сорта – брынзу и качотту. Однако в ближайшее время заработает специальная холодильная комната для созревания твердого сыра. Сейчас в компании «колдуют» над двумя уникальными рецептами.
ШАГИ К УСПЕХУ
Пока разговариваем, директору сообщают приятную новость: в октябре продукцию будут продавать на ярмарке в центре Москвы, заявка одобрена.
Руководство компании активно работает над развитием и презентацией собственного бренда. «Сварог» участвует в самых разных выставках и ярмарках столичного региона, организованных при поддержке властей. Такие мероприятия, как правило, не приносят большого дохода, но дают отличную возможность познакомиться с потенциальными покупателями, рассказать о себе. Благодаря такому продвижению количество клиентов за прошлый год выросло на треть.
Особое внимание уделяется обратной связи. Представители компании активно отвечают на комментарии в соцсетях. Большинство сообщений сопровождается вопросом, где можно приобрести продукцию. Посетители ярмарок не находят точек продажи в своих городах и слезно просят наладить поставки в местные магазины. Семен Янин надеется, что в обозримом будущем эта проблема решится.
Стаканчик молока – 15 руб., кефира – 20 руб., 100-граммовая упаковка творога – 25 руб. Пенсионерам и многодетным семьям в магазине при производстве предоставляется скидка 7%. Беременные женщины и родители малышей могут получить продукты бесплатно по направлению врача.
Денис Буцаев, заместитель председателя правительства Московской области:
– В этом году у нас предусмотрено 300 млн руб. на частичную компенсацию затрат, связанных с приобретением оборудования, 100 млн – для предпринимателей, работающих в социальной сфере, и 50 млн – на покрытие расходов при первом взносе по лизингу. В прошлом году субсидии получили 145 объектов малого и среднего предпринимательства на общую сумму 360 млн руб.