Как тренинги помогают повышать эффективность предприятий в Подмосковье
Фото: [Александр Николаев/ТАСС ]
Системный подход к обучению сотрудников позволяет не только увеличить оборот, но и создать базу постоянных клиентов. Сегодня в Подмосковье существуют специальные бизнес-тренинги, организованные правительством региона совместно с общественными организациями. Не отстают и предприятия: руководства многих компаний приглашают к себе коучей-фрилансеров, чтобы улучшить работу персонала. Выясняем подробности.
ВЫРАСТИТЬ СОТРУДНИКА
Многие предприниматели Подмосковья уже оценили эффект от участия в образовательных программах, организованных при поддержке Министерства инвестиций и инноваций. Тренинги «Азбука предпринимателя» и «Школа предпринимательства» проводятся в регионе регулярно, с этого года также запущен модуль «Бережливое производство».
Чтобы попасть на бесплатный «урок», представитель малого или среднего бизнеса должен отправить заявку. Подробности можно найти на сайте «Корпорации МСП» и портале «Малый бизнес Подмосковья».
Руководство многих предприятий давно осознало, что от грамотной подготовки персонала зависит успех проекта. Для обучения сотрудников приглашаются бизнес-тренеры, часто их роль выполняют специалисты кадровых отделов. Главное в этом вопросе – комплексный подход.
– Чтобы вырастить профессионального сотрудника, необходимо воспитать его как личность, – уверена HR-директор автотехцентров в Королеве и Щелкове Лилия Макуева. – Тренинг может быть очень эффективным, но самое важное – как внедряются полученные навыки. Если в первые три дня после обучения ничего не изменилось, то это впустую потраченные деньги.
Тренинги компания проводит в начале года, далее обсуждает рабочие ситуации и анализирует переговоры с клиентами на еженедельных собраниях. Благодаря таким мероприятиям удалось на 10% увеличить число постоянных клиентов в автотехцентрах. Средняя сумма среднего чека при этом выросла вполовину.
Ирина Иванова, руководитель некоммерческого партнерства «Сообщество бизнес-тренеров»:
– Сегодня один и тот же человек может проводить для компании тренинги по разным направлениям. Из-за этого часто страдает качество обучения. Конечно, опытному специалисту не составит труда изучить материал в рамках поставленной задачи и разработать программу, но проще все-таки пригласить тренера, который специализируется на конкретной теме.
КТО ХОЧЕТ СТАТЬ КОУЧЕМ?
Широкий кругозор, эрудиция и ораторские навыки – без этих качеств бизнес-тренеру будет трудно добиться успеха. Как правило, такие специалисты имеют высшее образование и опыт работы в отрасли. Андрей Репа ведет тренинги для менеджеров по продажам в Москве, Подмосковье и других регионах страны, имея за спиной 20-летний стаж в этой сфере.
– Все, что я рассказываю, могу продемонстрировать на практике, – говорит Андрей Репа. – Например, позвонить реальному клиенту и продать ему товар или услугу, ответить на вопросы и возражения. Многие тренеры этим не занимаются. Они красиво рассказывают со сцены, но показать на деле ничего не могут.
Участник истринского отделения «Опоры России» Владислава Демидова соглашается, что практическая сторона – это самое главное в обучении.
– Я 12 лет проработала в ресторанном бизнесе, – рассказывает она. – Была и официанткой, и менеджером. Сейчас обучаю персонал в сфере гостеприимства. В своих тренингах мы используем метод психодрамы: разыгрываем ситуацию по ролям, предлагаем сотрудникам почувствовать себя клиентами.
Сегодня в России нет стандартов обучения бизнес-тренеров. В эту сферу приходят психологи, педагоги, кадровики, специалисты по продажам. Многие оканчивают курсы переквалификации по программам дополнительного образования «управление и развитие персоналом», «тренинг-менеджмент» и т. д.
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР
Большое значение имеет вопрос мотивации. Несмотря на видимые преимущества обучения, большинство работников ему традиционно сопротивляются. По подсчетам Лилии Макуевой, примерно две трети сотрудников изначально негативно настроены к тренингам. Также важны мотивация руководства компании и верный подбор людей на должности.
– Ко мне приходят и говорят: «Обучите мой персонал». А бывает, что его нельзя обучить: всех нужно выгонять, – отмечает Андрей Репа. – Если в отделе продаж сидят люди, которые не хотят продавать, возникает вопрос: как работает система подбора кадров? Каждый человек должен находиться на своем месте.
Эксперты уверены: любая работа нуждается в творческом подходе. В сфере гостеприимства, например, очень важен человеческий фактор.
– Сервис заключается не только в том, чтобы красиво подать вкусное блюдо, – поясняет Владислава Демидова. – Это также искусство общения. Мы учим выстраивать коммуникацию с гостями, разрешать конфликтные ситуации. Все это в конечном счете приводит к увеличению среднего чека.
Профессиональные тренинги необходимы как крупному, так и локальному бизнесу. По мнению специалистов, постоянное обучение сотрудников позволяет компании оставаться конкурентоспособной в долгосрочной перспективе.
Денис Буцаев, заместитель председателя правительства Московской области – министр инвестиций и инноваций Московской области:
– Обучение субъектов малого и среднего предпринимательства – одно из приоритетных направлений поддержки бизнеса в Московской области. Для этого министерством была создана бизнес-школа, которая сейчас успешно развивается, а центр поддержки предпринимательства ежегодно проводит образовательные программы «Азбука предпринимателя» и «Школа предпринимательства». Они направлены на создание и развитие необходимых компетенций у граждан для ведения собственного бизнеса.