Как ученые зарабатывают на патентах
Фото: [Tom Wang / YAY / TASS]
Доход можно получать, не только работая на «дядю» или занимаясь бизнесом, но и продвигая на рынок собственные изобретения и идеи. В Подмосковье располагается самое большое количество наукоградов и сосредоточены лучшие умы страны. Корреспондент «Подмосковье сегодня» Екатерина Никитина разбиралась, что мешает нашим ученым разбогатеть, как Стив Джобс или Марк Цукерберг.
ИДЕАЛЬНЫЙ СЦЕНАРИЙ
Сделать гениальное изобретение, запатентовать его и жить припеваючи, получая прибыль с созданного товара или услуги, где-нибудь на побережье Карибского моря. Потягивать кофе по утрам и мохито по вечерам. Об этом мечтает, пожалуй, каждый ученый или предприниматель. Как же все устроено в реальной жизни?
Чтобы понять перспективы получения доходов за счет изобретений, нужно разобраться в понятиях «патентообладатель» и «автор патента». Первый – это владелец прав на интеллектуальную собственность. Патентообладатель может распоряжаться изобретением или бизнес-идеей, как ему заблагорассудится, в том числе продать или подарить. Автор патента – это человек, который сделал изобретение или придумал мега-идею для бизнеса, самостоятельно или в составе коллектива авторов. В идеале он и должен быть патентообладателем. Но так происходит не всегда. Яркая иллюстрация – работа коллективов ученых в научных учреждениях.
НАУКА И РЕАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
– Если мы что-то изобретаем, то можем быть записаны авторами, но владельцем патента будет учреждение, на чьи деньги проводились исследования. Это может быть частная компания, – поясняет старший научный сотрудник Института физики твердого тела РАН (г. Черноголовка) Илья Бурмистров. – Единственное, на что мы можем рассчитывать, – авторские выплаты. Для нас патент – это просто формальное закрепление тех результатов, которых мы достигли.
Впрочем, изобретение, над которым Илья трудится вместе с коллегами по научному цеху, еще не коммерциализовано. Это генератор, вырабатывающий электроэнергию на основе органического топлива и отличающийся высоким КПД, экологичностью и низкой шумностью. Когда производство будет поставлено на поток, зайдет речь и о вознаграждении авторам.
ЖИЛКА БИЗНЕСМЕНА
Продать права на интеллектуальную собственность и зарабатывать большие деньги весьма сложно тем, кто занимается исследованиями и разработками самостоятельно. По нескольким причинам.
Во-первых, если в Америке или Европе патенты реализуют в рамках специальных аукционов, то в России подобные процедуры, к сожалению, пока не проводятся. Во-вторых, наши доблестные служители науки обладают светлыми головами, но не предпринимательской жилкой.
Второй пункт существенно мешает им разбогатеть, считает генеральный директор группы компаний «Нордавинд» Надежда Набильская.
Другое дело, если у бизнеса есть возможность и желание организовать наукоемкое производство. В случае с «Нордавинд» – резидентом ОЭЗ «Дубна», разработавшим уникальную кардиофлешку, все так и произошло.
– Идея появилась в тот момент, когда учредителю компании потребовалось установить прибор для суточного мониторинга работы сердца. Он понял, что существующие варианты неудобны, – рассказывает Надежда Набильская. – В итоге перед сотрудниками компании он поставил задачу разработать что-то мобильное, легкое, чтобы можно было установить прибор самостоятельно и удаленно отправить врачу все данные. Наши сотрудники справились с поставленной задачей.
Кардиофлешкой уже заинтересовались на международном рынке, поэтому приходится оформлять патенты не только в России, но и на территории Евросоюза. По мнению представителей компании, это даст более надежную защиту прав на интеллектуальную собственность за рубежом и продемонстрирует партнерам серьезность намерений. Процесс оформления патента – довольно долгий, признается генеральный директор ГК «Нордавинд» Надежда Набильская. Например, на регистрацию полезной модели или изобретения в нашей стране может уйти до трех лет. Товарного знака – от года. Свидетельства на программный продукт – от трех до шести месяцев. К тому же стоит все это недешево. За комплект российских документов в компании отдали около 100 тысяч рублей, но только в этом году бизнесмены планируют заработать около 20 миллионов рублей.
ЧЕМ ПРОЩЕ, ТЕМ ЛУЧШЕ
Бизнесу, действительно, проще зарабатывать на плодах интеллектуального труда. Причем чаще всего жизнь получают не глобальные изобретения, а прикладные вещи. Например, владельцы «Первой мануфактуры русского чая» Катерина Котова и ее супруг Игорь Дружинин из Электрогорска нашли способ производства необычного иван-чая, который сейчас весьма популярен не только в России.
– Кто пробовал, тот знает – напиток с кислинкой и оставляет налет на чашке, – рассказывает Катерина. – Мой муж более трех лет экспериментировал с рецептурами, в итоге придумал способ, который помогает избавиться от этих качеств, сделав напиток еще полезнее. Мы выпариваем из травы воск, который является причиной налета и довольно вреден для организма, и получаем продукт желанного качества. На рынке пока нет производителей, которые делают что-то подобное.
Супруги уже начали патентовать технологию, товарный знак и намерены организовать новое направление чайной отрасли. Регистрация интеллектуальной собственности поможет сделать франшизу и получать приличные доходы за счет использования бренда другими компаниям.
КАК ЗАРАБОТАТЬ НА ПАТЕНТЕ
Можно просто продать патент. По сути, нужно лишь изобрести что-то полезное и продать все права заинтересованному бизнесу. Искать выгодного покупателя нужно не менее кропотливо, чем трудиться над изобретением.
Еще можно получать паушальный платеж. Это значит, что когда производство на основе изобретения поставят на поток, владелец патента будет получать фиксированную сумму с реализации товара или услуги, то есть паушальный платеж.
Еще один способ вознаграждения называется роялти. Это процент с прибыли, полученной за счет изобретения.
Также возможен и патентный троллинг. Не очень благородный, но иногда прибыльный способ: патентовать все и как можно больше. А тем, кто собирается выпустить на рынок что-то аналогичное, – не давать это делать. Или давать, но за деньги.