Любовь Геращенко: каждый третий женский бизнес-проект социально ориентирован
Фото: [из личного архива Любови Геращенко]
Равноправие полов в нашей стране было официально объявлено сто лет назад, однако гендерные барьеры в деловой среде существуют по сей день. О том, почему женщинам в бизнесе стоит объединяться и поддерживать друг друга, изданию «Подмосковье сегодня» рассказала председатель областного комитета по женскому предпринимательству общественной организации «Опора России» Любовь Геращенко.
– С какими проблемами приходится сталкиваться женщинам-предпринимателям в российском бизнес-сообществе?
– Женщину в бизнесе сдерживают не только внешние барьеры, но и недостаток уверенности в себе. Мы прочно усвоили, что нам не стоит быть прямолинейными, агрессивными и сильными, как мужчины. Кроме того, многие женщины по традиции берут на себя львиную долю семейных обязанностей.
Когда речь идет о нашей карьере, мы готовы идти на компромисс в пользу мужа и детей, даже если они существуют только в планах. И если женщина в итоге решает все вышеперечисленные проблемы, то ей все равно необходимо проявлять себя активнее, нежели ее коллегам мужского пола. Мужчин продвигают по карьерной лестнице, оценивая их потенциал, а женщин – исключительно за достижения.
– Расскажите о работе комитета по женскому предпринимательству. Для решения каких задач он был создан?
– Сегодня в нашей стране существует более 300 программ поддержки малого и среднего бизнеса, которыми могут пользоваться женщины-предприниматели, – они были разработаны различными фондами и ведомствами, в том числе Министерством инвестиций и инноваций Московской области. Наша задача – рассказывать об этих мерах, помогать предпринимательницам в реализации проектов, чтобы создавалось грамотное бизнес-сообщество женщин, являющееся значимым драйвером роста экономики страны.
– Существуют ли традиционно «мужские» и «женские» виды бизнеса?
– Доля женщин-предпринимателей во всех областях с каждым годом растет. Сегодня они реализуют проекты в производственной сфере, IT-технологиях, сельском хозяйстве и прочих «мужских» видах деятельности. Недавно на заседании комитета в городском округе Истра я познакомилась с женщиной, которая возглавляет ЧОП (частное охранное предприятие. – Прим. ред.). И еще два соседних ЧОПа возглавляют тоже женщины.
– Ну а все же, в каких сферах бизнеса женщин больше всего?
– Женское предпринимательство является сегодня точкой роста малого и среднего бизнеса. Самые популярные ниши – сфера услуг и торговля. Каждый третий женский проект социально ориентирован, это мировая практика. Помощь слабозащищенным слоям населения, медицина, образование, спорт находятся в зоне интересов женщин-предпринимателей.
Как правило, мужчина занимается предпринимательством ради денег, а женщина приходит в бизнес через какую-то личную историю, она ищет свое предназначение. Даже те женщины, бизнес которых напрямую не связан с общественно значимой деятельностью, стремятся вести дело с учетом принципов социальной ответственности. Кстати, подмосковный Мининвест разработал специальные меры поддержки социального предпринимательства, и большинство получателей этих субсидий – женщины.
– Есть ли разница между мужским и женским подходом к ведению предпринимательской деятельности? В чем особенности женского подхода?
– Женщины более лояльны, прислушиваются к интуиции, более склонны к консерватизму и осторожным решениям, чем мужчины. Тем не менее многие по-прежнему предпочитают инвестировать в «мужские» проекты. При прочих равных условиях в качестве делового партнера большинство инвесторов предпочтет мужчину.
– Какие организации сегодня готовы адресно поддерживать женщин в бизнесе?
– Комитет по развитию женского предпринимательства «Опоры России» совместно с Федеральной корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства реализуют проект «Мама-предприниматель». Он разработан специально для женщин в декретном отпуске, матерей несовершеннолетних детей, а также женщин, находящихся на учете в службе занятости. Проект охватил более 20 регионов нашей страны, в том числе Московскую область.
В январе этого года банк «Уралсиб» совместно с комитетом запустил первый кредитный продукт для начинающих предпринимательниц. Кредит на сумму до 1,5 млн руб. с выгодными ставками можно оформить на открытие собственного бизнеса с нуля или на запуск нового направления деятельности. Получить предварительное решение о выдаче кредита можно до регистрации юридического лица или ИП, имея только бизнес-идею.
СПРАВКА
Комитет по женскому предпринимательству «Опоры России» был создан в 2015 году. В настоящий момент он представлен в 53 регионах страны, в Московской области – с февраля этого года. С момента основания подмосковный комитет возглавляет предпринимательница из Балашихи Любовь Геращенко.
КСТАТИ
«Опора России» и правительство Московской области подписали на ПМЭФ-2018 соглашение о сотрудничестве.
– Московская область входит в десятку регионов, где развит малый бизнес. Мы видим успех региона в создании технопарков, индустриальных парков, – отметил президент «Опоры России» Александр Калинин. – Андрей Воробьев и его команда работают с площадками, где общественные организации могут донести свои позиции.
На форуме состоялось мероприятие, посвященное увеличению вклада женщин в экономический рост и благосостояние. Его участники обсудили вопросы вовлечения женщин в цифровую экономику, а также экспортные возможности создаваемой ими продукции.