Особые ценники для молочки появились на прилавках магазинов Подмосковья
Фото: [Гавриил Григоров/ТАСС]
С 1 июля продукты, содержащие заменители молочного жира, должны быть визуально отделены в магазинах от натуральных молочных. Настоящие йогурты, сыры теперь отмечают надписью «Без заменителя молочного жира» («БЗМЖ»). Это не только позволит лучше информировать клиентов, но и поможет мелким и средним переработчикам привлечь покупателей. Как внедряют новые правила в регионе, выяснял корреспондент «Подмосковье сегодня».
ВО ВЛАСТИ АББРЕВИАТУР
Год назад производителей обязали указывать наличие заменителей молочного жира в составе на упаковке продукта. Теперь очередь дошла до продавцов.
– Перед вступлением закона в силу нам пришлось внимательно изучить составы всех продуктов, – рассказывает совладелица нескольких магазинов «Топаз» в Солнечногорске Татьяна Потехина. – Помимо указания аббревиатур «СЗМЖ» и «БЗМЖ» (с содержанием и без содержания заменителя молочного жира соответственно. – Прим.ред.), мы поменяли цвета ценников. Для молочных продуктов – белые ярлычки, для содержащих заменитель молочного жира ‒ зеленые.
Роспотребнадзор и Минпромторг предлагают продавцам расставить продукты в разные холодильники, использовать разделители или дифференцировать ценники по цветам. Однако эти меры носят рекомендательный характер. Как именно отмечать продукты, каждый продавец волен решать сам. Главное ‒ обозначить те, что не содержат заменителей молочного жира («БЗМЖ»).
Некоторые ритейлеры ограничились только этой аббревиатурой. Другие добавили к ценникам опознавательные знаки. Например, в магазинах сети Metro это кувшин с молоком, у «Ашана» ‒ силуэт головы коровы на голубом фоне и надпись вокруг.
‒ Мы уже получили положительные отзывы о нововведении, ‒ говорят в пресс-службе «Ашан Ритейл Россия». ‒ Клиенты отмечают, что им стало проще найти нужный товар и ориентироваться в отделе.
Кстати! 10–30 тыс. руб. – штраф для юридических лиц за нарушение правил продажи отдельных видов товаров (КоАП, статья 14.15).
ПОПРОБУЙ РАССМОТРИ
Некоторые производители посчитали новые правила недостаточно строгими. Ведь есть магазины, которые, пользуясь рекомендательным характером мер, подошли к вопросу формально.
– Мы думали, что товары будут стоять на отдельных полках, – говорит коммерческий директор экологического хозяйства «Спартак» в Шатуре Леонид Златопольский. – На практике же многие магазины лишь приписали информацию на ценниках, причем мелким шрифтом. А в некоторых случаях покупатель узнает о том, что продукт содержит растительные жиры, только пробив товар на кассе.
– Натуральные молочные и продукты с заменителями молочного жира, представленные в крупных сетевых гипермаркетах, как правило, можно различить по цене, – рассуждает член Общественной палаты Московской области Марина Семенова. – Пока я не заметила, чтобы на прилавках магазинов, особенно небольших, было четко визуально обозначено различие между ними.
Покупатели, заметившие нарушения, могут сообщить о них в Роспотребнадзор. Максимальное наказание за игнорирование закона для юрлиц ‒ штраф 30 тыс. руб.
Ольга Микаилова, руководитель Управления Роспотребнадзора по Московской области:
– Организации торговли вправе самостоятельно определять, как визуально отделить такую продукцию. Однако рекомендованные способы выкладки – с применением разделителей, дополнительным оформлением полок, в отдельных холодильниках – и информационное сопровождение позволяют обеспечить право потребителя на получение необходимой и достоверной информации о товарах.
ПОТРЕБИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ
Добавление растительных жиров в молочные продукты позволяет увеличить сроки их хранения, снизить стоимость, улучшить некоторые потребительские качества, например, уменьшить количество холестерина. Однако все это актуально только в том случае, если масло, добытое из пальмы, подсолнечника, рапса, оливок и т.д., ‒ высокого качества. Чаще всего растительный жир добавляют в «твердые» молокосодержащие продукты ‒ масло, творог, массу, сырки.
По сравнению с растительным, молочный жир является более дорогой фракцией. Поэтому недобросовестные производители и продавцы могут пытаться ввести потребителя в заблуждение всеми возможными способами, которых, впрочем, у них становится все меньше. Так, год назад запретили называть продукты с заменителем молочного жира такими словами, как «сметанка», «маслице», «творожок» и т.д.