От мраморных сомов до клубники: на что подмосковные фермеры собирают средства через краудфандинг
Фото: [Андрей Гайдашенко]
Привлечь капитал на развитие с помощью предоплаты от потенциальных клиентов – такой подход все чаще практикуется в сельхозбизнесе. После успешной реализации проекта соинвесторы первыми получат свежую продукцию с новых производств. Корреспондент «Подмосковье сегодня» пообщался с фермерами региона, которые собирают деньги через краудфандинг, узнал, как они начинали свое дело и как планируют его развивать.
РЫБА И МЕЧТЫ
Проект: ферма мраморных сомов
Где: г.о. Пушкинский
Андрей Гайдашенко работал в строительстве, нефтегазовой и банковской сферах, а на пенсии решил заняться… разведением мраморных сомов.
– Я почти ничего не знал о рыбоводстве, но всю жизнь постоянно пытался заниматься чем-то новым, – рассказывает бизнесмен. – Так получилось, что моя бывшая сотрудница стала работать в этой сфере. От нее я узнал, что такое УЗВ (установки замкнутого водоснабжения. – Прим. ред.), как в них растет рыба, и заинтересовался этой темой.
Предприниматель начал дело на собственном участке рядом с домом в Пушкинском городском округе. Выбор пал на сомов, потому что эти рыбы довольно неприхотливы, редко болеют и быстро растут. Путь от малька до товарного веса в 1,5 кг на ферме они проходят всего за четыре месяца.
– В России многие думают, что сом – это жирная рыба с запахом, но это не так, – говорит предприниматель. – Наш сом – африканский, вкусный, без костей. Попробовав котлеты из него, многие думают, что это мясо. Их охотно едят даже дети, которые не любят рыбу.
Пробная партия разошлась на ура. Теперь Гайдашенко хочет построить перерабатывающий цех с проектной мощностью 10 т продукции в месяц. Продавать живых сомов, филе и фарш планирует ресторанам и магазинам.
С НАШЕГО ПОЛЯ ЯГОДА
Проект: круглогодичное выращивание клубники.
Где: г.о. Егорьевск
Юрист из Москвы Андрей Чехов признается: очень любит клубнику с детства. Некоторое время назад семья приобрела дом в городском округе Егорьевск. Сначала выращивали клубнику советской селекции, которая осталась от бывших хозяев. Урожай был вкусный, но скудный и нерегулярный.
– Нашей целью изначально было выращивать клубнику, кусты которой плодоносят весь сезон без перерывов, – рассказывает Андрей Чехов. – Перепробовали 23 сорта, остановились на двух – из Голландии и Италии.
Из-за высокой влажности в этом районе весной землю стали осыпать опилками. Сейчас клубника растет на «теплых грядках» из смеси земли, сена и органики, что позволяет существенно увеличить сезон сбора урожая. С наступлением осени кусты укрывают парниками. В прошлом году последние ягоды собрали в середине ноября.
В планах – организация круглогодичного выращивания клубники. Это вполне реально, если построить на участке современную профессиональную пленочную или укрытую поликарбонатом теплицу на бетонном фундаменте, в которой будут работать системы полива, вентиляции, управления микроклиматом и света. Сейчас Андрей Чехов пытается собрать деньги на этот проект через одну из краудфандинговых платформ. Теплица размером всего 20х10 м позволит собирать порядка 30–50 кг ягоды в день.
– Клубнику, которую зимой привозят из-за границы, например, из Греции или Израиля, собирают еще зеленой, – рассказывает Андрей Чехов. – Мы же сможем собирать спелые ягоды и доставить их покупателям в течение двух часов.
По словам предпринимателя, клубнику у него охотно берут не только частные лица, но и рестораторы, производители тортов и «сладких букетов» ввиду ее высокого качества, так что проблем со сбытом нет и не будет.
– Я собирал средства на строительство сыроварни через краудфандинг, потому что мне не одобрили кредит, а взять в долг было не у кого, – поделился опытом известный сыровар и блогер Олег Сирота. – На нашем сайте была организована система, через которую люди могли перечислить деньги и сделать предзаказ. В итоге 800 человек прислали около 6 млн руб. Эти средства позволили запустить производство. Некоторым пришлось ждать свой сыр больше года, но люди верили в меня. Чтобы собрать средства таким образом, мало производить качественный продукт и создать красивую страничку в интернете. Важно быть активным в соцсетях, появляться в СМИ.