Пожар на «Синдике»: почему предприниматели не спешат страховать свой бизнес?
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAxNy8xMS80Ny9lNS8xNTA5Njk2NDIxMTU2MTMzNDI0NzAuanBn.webp)
Фото: [Максим Григорьев / ТАСС]
События, произошедшие недавно с красногорским ТК «Синдика», заставили областных предпринимателей в очередной раз задуматься о защите бизнеса от рисков. Привычка страховаться добровольно у владельцев малых и средних предприятий региона пока еще не выработана, но горький опыт, а также стимулирование со стороны государства может поспособствовать росту интереса к таким услугам. Разбираемся, как можно защитить свое дело и сколько это будет стоить.
ВСЕ С НУЛЯ
Многие арендаторы сгоревшей в октябре «Синдики» уже успели признаться СМИ, что не страховали свой бизнес. Убытки от пожара измеряются миллионами. Но это только то, что на слуху. Есть и другие предприниматели, которые тоже не задумывались о важности финансовой защиты своего бизнеса. До поры до времени.
– Три года назад, прямо под Новый год, у меня сгорел цех, – вспоминает владелец предприятия по производству деревянных сувениров Игорь Б. из Дмитрова. – Это произошло по вине рабочего, который чудом остался жив. Конечно, ничего не было застраховано: на тот момент для меня это было дорого. Пришлось все начинать с нуля. Сейчас развиваю новое производство, в скором времени планирую обратиться в страховое агентство, чтобы мне подобрали подходящий продукт.
ДОБРОВОЛЬНО-ПРИНУДИТЕЛЬНЫЙ ПОРЯДОК
Потенциальный рынок страхования в Подмосковье достаточно большой. По данным областного Мининвеста, на сегодняшний день в области работают более 300 тыс. предприятий малого и среднего бизнеса. Многих из них применять инструмент финансовой защиты обязывает закон, поэтому охват по обязательным видам страхования стремится к 100%. Это касается ОСАГО, страхования опасных производственных объектов, гражданской ответственности перевозчиков, залогов и объектов лизинга. С необязательными видами все сложнее.
– По примерным оценкам добровольно страхуется не более 4–6% рисков, – отмечает заместитель руководителя корпоративного блока «АльфаСтрахование» Андрей Рассветаев. – Московская область по уровню спроса на страховые продукты для МСБ очень близка к другим экономически развитым регионам страны. Уступает только крупнейшим городам.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAxNy8xMS9jYi8wMC85OTk2MjQxNTA5Njk2MzIxLmpwZw.webp)
Михаил Мордасов / РИА Новости
СКОЛЬКО СТОИТ ПОКОЙ
Причины невысокой популярности добровольного страхования вполне понятны, считают эксперты. Во-первых, у предпринимателей пока элементарно нет привычки защищать свой бизнес подобным образом. Во-вторых, многие уверены, что это сложно и дорого.
– В реальности же стоимость полиса страхования имущества крупного торгового центра может быть ниже, чем полис страхования КАСКО для авто премиального сегмента, около 1 млн рублей, – уверен директор департамента корпоративного бизнеса СПАО «Ингосстрах» Дмитрий Мелехин. – А договоры страхования имущества и гражданской ответственности арендаторов в таком торговом центре, как правило, не превышают 30–50 тыс. рублей.
УНИВЕРСАЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Стимулирование спроса со стороны МСП – в интересах страховых компаний. При желании полис можно купить даже онлайн, как, например, продукт компании «АльфаСтрахование» – «АльфаОфис». За сумму от 4 до 20 тыс. рублей арендатор может защитить свою гражданскую ответственность. В случае аварий на инженерных сетях и водопроводах, пожара и других происшествий, произошедших по вине предпринимателя или его работников, пострадавшим компенсируют расходы.
Одновременно страховщики делают ставку на типовые полисы, избавляющие от необходимости учитывать особенности каждой отдельно взятой компании. К примеру, сейчас в Ингосстрахе тестируют «коробочный» продукт по страхованию имущества, который позволит оформить страховку с лимитом ответственности до 10–15 млн рублей. Без осмотров и фотографирования.
– Кроме этого, мы планируем предложить клиентам аналогичные комплексные продукты: можно будет застраховать имущество, перерыв в производстве, гражданскую ответственность, риски при перевозках и т.д., – рассказывает Дмитрий Мелехин.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAxNy8xMS9lZi84Zi85NDUxMTg0MTUwOTY5NjMzNS5qcGc.webp)
КИБЕРЗАЩИТА
Для повышения страховой грамотности малого и среднего бизнеса необходимо также стимулирование со стороны государства, считает финансовый аналитик компании «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин:
– Я думаю, что оптимальным вариантом является предоставление налоговых вычетов для компаний, добровольно застраховавших риски, – отмечает эксперт. – В России подобными мерами пользуются в основном физлица. Можно предоставить привилегии и для юрлиц.
Несмотря на существующие сложности, рынок страхования малого и среднего бизнеса будет развиваться, уверены эксперты. Этому будет способствовать и постепенное увеличение доли МСП в экономике: в Подмосковье подобных предприятий ежегодно становится больше на 8–9 тысяч, и появление новых продуктов. По словам специалистов, одно из актуальных направлений – это страхование киберрисков. Полис может пригодиться небольшим высокотехнологическим организациям и стартапам для защиты их интеллектуальной собственности.