Ревизор не едет: как предпринимателям МО поможет продление надзорных каникул
Мораторий на проверки бизнеса нужно продлить еще на два года. Об этом президент Владимир Путин заявил на форуме общественной организации «Опора России», прошедшем в октябре. По словам главы государства, надзорные каникулы коснутся малого бизнеса и самозанятых граждан. Выясняем, как восприняли инициативу областные предприниматели и какие еще меры помогут им развивать свое дело.
ДОВЕРЯЙ, НЕ ПРОВЕРЯЙ
В декабре истекает трехлетний мораторий на плановые проверки малого бизнеса контролирующими органами. Но по поручению президента РФ Владимира Путина его продлят.
– Прошу правительство и Госдуму оперативно принять необходимые решения, – подчеркнул глава государства, выступая на форуме «Малый бизнес – национальный проект». – Этот шаг еще одно свидетельство того, что государство, общество доверяют бизнесу, рассчитывают на его ответственность, на то, что абсолютное большинство бизнесменов дорожит своей репутацией.
Многие подмосковные предприниматели встретили новость с воодушевлением. И это понятно: надзорные каникулы позволяют им сосредоточиться на развитии, не отвлекаясь на общение с сотрудниками надзорных ведомств. Особенно полезным будет мораторий для низкомаржинального социального бизнеса, которому сложно нести бремя денежных наказаний, считает руководитель частного детского сада Ibambimi во Фрязине Ирина Буцкова.
– Проверяющие органы часто штрафовали за те или иные мелкие нарушения, которые невозможно вовремя предусмотреть, – поясняет предпринимательница. – После введения надзорных каникул, конечно же, стало работать проще. И я рада, что они будут длиться еще как минимум два года.
По мнению Ирины Буцковой, послабление также должно простимулировать владельцев детских клубов к получению лицензий на образовательную деятельность и организации полноценных детсадов. Ведь именно боязнь частых проверок, которые могли бы начаться после окончания моратория, заставляла многих отказаться от этой идеи.
ДЕЙСТВЕННАЯ ПРОФИЛАКТИКА
Нужно не наказывать, а принимать превентивные меры, то есть направленные на предупреждение нарушений, считает уполномоченный по защите прав предпринимателей в Московской области Владимир Головнев. С его подачи в области подобную практику успешно внедряют.
– Существует эффективный формат взаимодействия бизнеса и надзорных органов, – рассказывает Владимир Головнев. – Например, по просьбе предпринимателя к нему в организацию приходят сотрудники территориальных отделов МЧС, смотрят, что сделано правильно, а что нет, и дают советы по устранению недочетов. При этом за подобными действиями не следует никаких штрафов, предписаний или иных мер воздействия.
Другой вариант – применение в отношении нарушителей-новичков относительно мягких способов наказания. Благодаря вмешательству сотрудников аппарата бизнес-омбудсмена контролирующие органы в некоторых случаях заменяют штрафы на предупреждения.
Так было, например, с волоколамской компанией, торгующей стройматериалами. Последние пять лет она не обновляла вывеску и не продлевала разрешение на нее. В марте в организацию пришли сотрудники Госадмтехнадзора с предписанием о демонтаже. По инициативе руководителя местной общественной приемной уполномоченного удалось провести серию юридических консультаций и встреч с руководителем ведомства, в итоге штраф был заменен на предупреждение.
Владимир Головнев, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Московской области:
– Безусловно, продление моратория на проведение проверок – мера по сей день актуальная. Малому бизнесу, не имеющему большого штата юристов, бухгалтеров и иных специалистов, нужны дельные советы, а не порицания в виде штрафов. Я считаю, что контрольно-надзорные органы должны принимать превентивные меры.
Помимо надзорных каникул, субсидий и других льгот, необходимо повышать престиж предпринимательства, считают специалисты. Это позволит увеличить число тех, кто осознанно выбирает путь бизнесмена.
– Популяризация предпринимательской деятельности – важнейшая дополнительная мера, которая должна осуществляться со знанием дела и системно, – уверена вице-президент, исполнительный директор Торгово-промышленной палаты (ТПП) Московской области Валерия Гулимова.
Для «мобилизации» в ряды коммерсантов ТПП проводит как для молодежи, так и для людей зрелого возраста деловые игры, встречи с бизнесменами. Участники мероприятий в рамках программы «Предпринимателями не рождаются, предпринимателями становятся» узнают об особенностях ведения своего дела, знакомятся с существующими в регионе мерами поддержки.