Ревизор не едет: как предпринимателям МО поможет продление надзорных каникул

Экономика

Мораторий на проверки бизнеса нужно продлить еще на два года. Об этом президент Владимир Путин заявил на форуме общественной организации «Опора России», прошедшем в октябре. По словам главы государства, надзорные каникулы коснутся малого бизнеса и самозанятых граждан. Выясняем, как восприняли инициативу областные предприниматели и какие еще меры помогут им развивать свое дело.

ДОВЕРЯЙ, НЕ ПРОВЕРЯЙ

В декабре истекает трехлетний мораторий на плановые проверки малого бизнеса контролирующими органами. Но по поручению президента РФ Владимира Путина его продлят.

– Прошу правительство и Госдуму оперативно принять необходимые решения, – подчеркнул глава государства, выступая на форуме «Малый бизнес – национальный проект». – Этот шаг еще одно свидетельство того, что государство, общество доверяют бизнесу, рассчитывают на его ответственность, на то, что абсолютное большинство бизнесменов дорожит своей репутацией.

Многие подмосковные предприниматели встретили новость с воодушевлением. И это понятно: надзорные каникулы позволяют им сосредоточиться на развитии, не отвлекаясь на общение с сотрудниками надзорных ведомств. Особенно полезным будет мораторий для низкомаржинального социального бизнеса, которому сложно нести бремя денежных наказаний, считает руководитель частного детского сада Ibambimi во Фрязине Ирина Буцкова.

– Проверяющие органы часто штрафовали за те или иные мелкие нарушения, которые невозможно вовремя предусмотреть, – поясняет предпринимательница. – После введения надзорных каникул, конечно же, стало работать проще. И я рада, что они будут длиться еще как минимум два года.

По мнению Ирины Буцковой, послабление также должно простимулировать владельцев детских клубов к получению лицензий на образовательную деятельность и организации полноценных детсадов. Ведь именно боязнь частых проверок, которые могли бы начаться после окончания моратория, заставляла многих отказаться от этой идеи.

ДЕЙСТВЕННАЯ ПРОФИЛАКТИКА

Нужно не наказывать, а принимать превентивные меры, то есть направленные на предупреждение нарушений, считает уполномоченный по защите прав предпринимателей в Московской области Владимир Головнев. С его подачи в области подобную практику успешно внедряют.

– Существует эффективный формат взаимодействия бизнеса и надзорных органов, – рассказывает Владимир Головнев. – Например, по просьбе предпринимателя к нему в организацию приходят сотрудники территориальных отделов МЧС, смотрят, что сделано правильно, а что нет, и дают советы по устранению недочетов. При этом за подобными действиями не следует никаких штрафов, предписаний или иных мер воздействия.

Другой вариант – применение в отношении нарушителей-новичков относительно мягких способов наказания. Благодаря вмешательству сотрудников аппарата бизнес-омбудсмена контролирующие органы в некоторых случаях заменяют штрафы на предупреждения.

Так было, например, с волоколамской компанией, торгующей стройматериалами. Последние пять лет она не обновляла вывеску и не продлевала разрешение на нее. В марте в организацию пришли сотрудники Госадмтехнадзора с предписанием о демонтаже. По инициативе руководителя местной общественной приемной уполномоченного удалось провести серию юридических консультаций и встреч с руководителем ведомства, в итоге штраф был заменен на предупреждение.

Владимир Головнев, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Московской области:

– Безусловно, продление моратория на проведение проверок – мера по сей день актуальная. Малому бизнесу, не имеющему большого штата юристов, бухгалтеров и иных специалистов, нужны дельные советы, а не порицания в виде штрафов. Я считаю, что контрольно-надзорные органы должны принимать превентивные меры.

Помимо надзорных каникул, субсидий и других льгот, необходимо повышать престиж предпринимательства, считают специалисты. Это позволит увеличить число тех, кто осознанно выбирает путь бизнесмена.

– Популяризация предпринимательской деятельности – важнейшая дополнительная мера, которая должна осуществляться со знанием дела и системно, – уверена вице-президент, исполнительный директор Торгово-промышленной палаты (ТПП) Московской области Валерия Гулимова.

Для «мобилизации» в ряды коммерсантов ТПП проводит как для молодежи, так и для людей зрелого возраста деловые игры, встречи с бизнесменами. Участники мероприятий в рамках программы «Предпринимателями не рождаются, предпринимателями становятся» узнают об особенностях ведения своего дела, знакомятся с существующими в регионе мерами поддержки.