«Россия держит в руках козыри»: названы преимущества перехода расчетов за экспорт зерна в рубли
Расчеты за экспорт зерна в некоторые страны могут перевести в рубли. Об этом заявил министр сельского хозяйства России Дмитрий Патрушев в ходе Всероссийского зернового форума. Мы узнали у экономистов, какие возможности такой переход даст нашим аграриям и как отразится на ценах.
Прежде всего рублевые схемы могут быть предложены странам-импортерам зерна на Ближнем Востоке и в Северной Африке. По словам министра Дмитрия Патрушева, обсуждается и возможность перехода на новые механизмы расчетов, в которых уже не будут участвовать европейские банки.
Если поставки зерна будут оплачиваться в российской валюте, встанет вопрос пересчета цен в рублях, подчеркивает завкафедрой менеджмента и экономики Государственного социально-гуманитарного университета в Коломне Юлия Максимова.
– Переход на рубль будет связан с новым ценообразованием, – объясняет эксперт. – Конечно, приходится учитывать уровень спроса: если он сокращается, то и стоимость нужно снижать.
Однако сейчас, наоборот, рынку «не хватает» предложения, а не спроса.
– По оценкам экспертов, согласно российских СМИ, тех запасов пшеницы, которые есть сейчас в мире, хватит на десять недель, – отмечает Максимова.
Экономист, профессор РАНХиГС Юрий Юденков говорит, что переход к рублевым расчетам усилит дипломатический вес России и устойчивость нашей денежно-кредитной политики.
– Мы занимаем первое место в мире по экспорту зерна, – отмечает Юрий Юденков. – Также среди лидеров Украина, США и Канада. Вместе мы обеспечиваем более половины всего рынка.
Теперь поставки с Украины под вопросом. Сейчас время посевной, и она проходит с трудом. Зерно может быть эффективным инструментом во внешней политике России.
– Наша страна держит в руках козыри, – говорит Юрий Юденков. – Поэтому сейчас все следят за решениями президента. Во-первых, Россия может определять цены. Во-вторых, можно выбирать, кому поставлять зерно, а кому нет.
В Европе, по словам экономиста, сейчас есть запасы зерна. Но оно нужно не только людям, но и на корм скоту. Придется выбирать – либо забивать скот, либо сохранять его, жертвуя закромами.
А вот российскому потребителю опасаться нечего. Юрий Юденков говорит: внутренние цены зависят от объема вывоза, а он меняется и регулируется федеральными ведомствами. Серьезных колебаний на внутреннем рынке не ждет и политолог Андрей Суздальцев.
– Цены повышались, когда мы больше вывозили зерна, чем оставляли на внутреннем рынке, даже при хорошем урожае, – напоминает эксперт. – Сейчас это строго отслеживают.